641700, г. Курган, ул. Красина, д. 70, тел.: 8-352-2-45-98-63, kgorkom@mail.ru

Кратко:

Доклад заместителя председателя ЦК КПРФ, председателя комитета государственной думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина

на Всероссийском агрономическом совещании «Итоги работы отрасли растениеводства в 2018 году, задачи по реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой на 2013-2020 годы, обновлению машинно-тракторного парка и о мерах по подготовке и организационному проведению в 2019 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ».

6 февраля 2019 года, г. Москва, ВДНХ

 

Уважаемые товарищи!

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам сегодня принимает участие в совещании в полном составе, и от лица депутатов я хочу вас поприветствовать и пожелать всему агрономическому сообществу, всем вашим коллективам, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации удачи, здоровья и успешной подготовки к весенней полевой компании.

На чем считаю важным заострить ваше внимание сегодня?

Во-первых, это, конечно, вопрос сокращения площади земель сельскохозяйственного назначения. Эту тему мы поднимаем на протяжении уже многих лет, но она становится лишь актуальнее и острее.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_53896f_1.jpg

Россия потеряла уже почти половину земель сельскохозяйственного назначения, продолжает терять пашни, посевная площадь из года в год находится на уровне 80 млн. га, при том, что не так давно мы засевали более 117 млн. га!

Давайте, друзья, на каждой территории, в каждом районе ставить задачу по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот и оказывать на этом направлении достойную поддержку.

Такой подход может быть очень эффективным, и яркий тому пример - Брянская область. В прошлом году мы проводили там выездное заседание Комитета и своими глазами видели, как вводятся в оборот заросшие кустарником поля, причем работы по раскорчевке ведутся не в каком-то отдельном районе, а повсеместно, при активной поддержке губернатора.

В целом по Российской Федерации картина такова, что за 2016-2018 годы (по данным региональных органов управления АПК) было введено в оборот 3,5 млн. га пашни. В свою очередь выбытие пашни за тот же период составило 2,2 млн. га.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_40eed9_2.jpg

На одной инициативе регионов, конечно, эту большую проблему не решить. В целом государственная политика должна формироваться на основе приоритета сохранения, преумножения земель сельскохозяйственного назначения, и сельскохозяйственных угодий в первую очередь.

Поэтому, уважаемые товарищи, усилить работу на данном направлении – это и просьба к вам, и требование к нам. Каждый руководитель территориального органа управления АПК, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, депутатский корпус, каждый из нас должен занять по этому вопросу более принципиальную позицию. Без этого мы не сможем эффективно двигаться вперед на направлениях обеспечения продовольственной безопасности!

Далее важно отметить вопросы повышения продуктивности в растениеводстве через раскрытие генетического потенциала сортов.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_42338a_3.jpg

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_cb3105_4.jpg

Сейчас в Российской академии наук завершилось обобщение результатов научных исследований за 2018 год и отделение сельскохозяйственных наук представило сведения о завершении создания 238 новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Вклад в эту работу внес каждый наш научно-исследовательский институт и центр, благодаря чему мы видим восхитительные результаты и по урожайности, и по отзывчивости, и по устойчивости.

Наша с вами задача раскрыть заложенный в этих сортах генетический потенциал через систему семеноводства, а также через управление лимитирующими факторами, в том числе почвенным плодородием.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_e7839d_5.jpg

Мы видим, какое у нас безобразие происходит с кислыми почвами. Все Нечерноземье у нас страдает от этой проблемы. Закустаривание, заболачивание, и другие деградационные процессы повсеместно набирают интенсивность.

Также хорошо видна ситуация с внесением удобрений. В 5 раз сократилось внесение минеральных удобрений, в 6 раз сократилось внесение органики. Площадь известкования почв сократилась в 23 раза!

В части гидромелиорации ситуация не лучше.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_6d737e_6.jpg

У нас не так давно было почти 14 млн. гектар мелиорируемых земель. Сегодня же со своими 7,8% мелиорируемой пашни мы катастрофически отстали от США, Европы, Индии, Китая, который ежегодно вводит в оборот по миллиону гектар новых мелиорируемых земель!

Надо понимать, что мы должны сделать для того, чтобы восстановить специализированные организации, и для начала восстановить, хотя бы, пойменное орошение, восстановить наши гидротехнические и мелиоративные комплексы и сооружения.

Уважаемые товарищи, я убежден, что системно решая вопросы введения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, восстановления и повышения плодородия пашни, восстановления системы мелиорации мы легко сможем прибавить 70-80 млн. тонн к валовому производству зерна! А это ли не один из наиболее эффективных шагов к решению поставленной Президентом Российской Федерации задачи нарастить экспорт продукции АПК до 45 млрд. долларов?

Далее – вопросы технического вооружения.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_3e2441_7.jpg

Об этом сегодня уже много говорили, но я хочу еще раз заострить внимание – в 20 с лишним раз по количеству тракторов на 1000 га пашни мы отстали от Германии, почти в 10 раз от США, в 3 раза от Беларуси! И это при том, что агроклиматические условия на наших территориях не самые благоприятные и определяют повышенные нагрузки на технику.

В этой связи мы еще раз обращаем внимание: государственная поддержка на направлениях модернизации и обновления парка сельскохозяйственной техники должна быть существенно увеличена.

Не крестьяне разоряли колхозы и совхозы, а губительная государственная политика! Именно поэтому государство должно взять на себя основную нагрузку в решении этого большого вопроса.

Ежегодно на эти цели должно выделяться от 20 до 25 млрд. рублей, а не 2 млрд., как это заложено в бюджете на 2020 или 2021 год. Эту позицию мы доказательно доносим до первых руководителей страны, благодаря чему на 2019 год смогли добиться увеличения суммы господдержки до 8 млрд. рублей, и, безусловно, будем двигаться дальше!

В целом на развитие сельского хозяйства в федеральном бюджете на 2019 год сегодня заложено 304 млрд. рублей.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_ab37a0_8.jpg

К прошлогодним 253 млрд. рублей нам в непростой борьбе удалось добавить 50 млрд., но все равно итоговая сумма получилась меньше изначально предусмотренных госпрограммой 337,8 млрд. рублей. И это при том, что в целом за 5 лет недофинансирование госпрограммы уже достигло 382,3 млрд. рублей!

Мы убеждены, что на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета должно ежегодно направляться минимум 5% расходной части бюджета (1 трлн. рублей). Комитет не изменит этой позиции, и в рамках обсуждений нового бюджета в Государственной Думе будет продолжать настойчиво ее продвигать через соответствующие поправки. Ресурсы для этого есть. С вашей же стороны мы ждем высокой эффективности использования средств государственной поддержки.

Уважаемые товарищи. Сегодня абсолютно правильно был поставлен вопрос по ценообразованию на продукцию АПК. Вздулись цены на топливо, на удобрения!

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_759d51_9.jpg

На наш взгляд Министерство сельского хозяйства в прошлом году эту тему держало под контролем более крепко и системно, противостояло необоснованному завышению цен на товары для АПК.

При этом нельзя не отметить также ряд недоработок со стороны регионов. Реальные потери сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с ростом цен на ГСМ в 2018 году составили более 13 млрд. рублей. И при том, что из резервного фонда на цели компенсации было выделено 5 млрд. рублей, мы в соответствующем постановлении Государственной Думы указали на необходимость компенсировать эти потери в полном объеме. Вместе с тем, территории вовремя эту потребность не обосновали, и дополнительные средства выделены не были. В результате потери сельхозтоваропоризводителей так и остались не скомпенсированными.

Давайте на будущее иметь в виду, что такие ситуации недопустимы, и повториться такого не должно!

Если же рассматривать эту проблему с точки зрения государственного подхода, то хочу выразить убежденность в необходимости регулирования цен на ту продукцию промышленного производства, которая формирует себестоимость продукции АПК. А самое главное – государственному регулированию должны подлежать цены на продовольствие и система наценок в переработке и торговле.

Это кричайщий вопрос – посмотрите на динамику цен на пшеницу. Цена на пшеницу третьего класса после провала в 2017 году только в 2019-м вернулась на уровень 2016 года, немногим лучше ситуация по 4 и 5 классу. А как при этом взлетели цены на электроэнергию, технику, и т.д.? Поэтому и рентабельность в сельском хозяйстве сегодня такая, что вести расширенное воспроизводство не представляется возможным. Закредитованность наших предприятий уже выше оценочной стоимости годового валового производства сельхозпродукции.

Далее следует обратить внимание на вопросы научного обеспечения развития сельского хозяйства.

Комитет в своей работе уделяет этому особое внимание, и не только на уровне государственного регулирования, но также на уровне частных вопросов, оказывая поддержку отдельным научным организациям и подразделениям. Мы трижды проводили совещания и встречи с Министром финансов Российской Федерации по вопросу завершения строительства брошенного корпуса Ставропольского ГАТУ. Нам удалось решить этот вопрос и скоро там начнет функционировать большой селекционный центр, появится инновационная площадка для проведения научных исследований, реализации творческого потенциала молодых ученых. Ведь в старые корпуса порой невозможно вписать новое оборудование, в целом обеспечить достойную материально-техническую базу научных исследований и разработок, и уж точно сложнее привлечь заинтересованных исследователей. Это, конечно же, повысит и эффективность подготовки кадров высшей квалификации.

Это большой шаг вперед, ведь на фоне подобных единичных точек роста в аграрной науке, мы, к сожалению, наблюдаем лишь деградационные процессы. Кадры стареют, аспирантура «загибается», наука все больше топчется на задворках.

Если говорить о системных решениях по этому направлению, то хочу напомнить, что мы приняли закон, открывающий учебным и опытным хозяйствам доступ к мерам государственной поддержки в сельском хозяйстве. Минсельхоз, конечно, немного перемудрил, реализуя эти подходы на уровне подзаконных актов, но уже исправился и наши учхозы, опытные хозяйства, институты могут получить поддержку и на гектар пашни, и на литр молока, и льготные кредиты.

Уважаемые товарищи, я убежден, что новая команда Министерства сельского хозяйства уже вошла в рабочий режим и будет эффективно заниматься решением проблем АПК, решая при этом не только задачу наращивания аграрного экспорта до 45 млрд. долларов, но также обеспечения нашего населения качественным продовольствием, как и задачу устойчивого развития сельских территорий.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_cd9216_10.jpg

Мы на площадках всех уровней, от рабочих совещаний в регионах до зала Пленарных заседаний Государственной Думы и кабинетов Президента Российской Федерации и Председателя Правительства неизменно поднимаем вопросы развития сельских территорий.

На сельских территориях проживает 38 млн. человек, это 24% населения России. И что вы думаете? После всех состоявшихся обсуждений и выражений озабоченности этим вопросом, в 2019 году на цели устойчивого развития сельских территорий из федерального бюджета хотели выделить всего 17 млрд. рублей. А ведь исходя из количества сельских жителей и бюджетной обеспеченности программ социально-экономического развития Российской Федерации (7,6 трлн. руб. в 2018 году), на цели развития сельских территорий должно направляться не менее 1,9 трлн. рублей!

Конечно, сумма большая, но проблем на селе еще больше! Только справедливое распределение бюджетного финансирования позволит строить сельские дороги, газифицировать сельские населенные пункты, обеспечить сельских детей местами в образовательных учреждениях, в конце концов, сделать доступными медицинские услуги, построить в каждом районе производственные центры.

Мы видим развитие сельских территорий одной из главных задач государства, и именно поэтому решительно противостояли свертыванию соответствующей подпрограммы. Нашлись умельцы, которые разобрали ее по кусочкам и растащили по другим государственным программам. Благо Президент Российской Федерации поддержал нас в этой борьбе и дал соответствующее поручение – до июня 2019 года разработать и утвердить Государственную программу «Развитие сельских территорий».

Уважаемые товарищи. И именно сейчас самое время для того, чтобы сельские жители, труженики села в один голос заявили о себе, что они не второго сорта люди и не рабы, а те, кто вытаскивает на себе продовольственную безопасность страны, обеспечивает ее пространственную целостность, культурное единство территории! Именно деревня сегодня скрепляет всю нашу великую державу через поселки, аулы, станицы, хутора!

Люди, живущие на селе, должны получать от государства уж точно не меньше, а может и больше, чем жители столицы, жители крупных городов. Если это удастся сделать, то на деревню поедут люди, укрепят ее и будут развивать.

Я убежден, что эту тему мы доведем до конца.

И в завершение, уважаемые коллеги, о вопросах развития законодательного регулирования.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_a733e8_12.jpg

В текущем созыве Государственной Думы Комитет обеспечил принятие целого ряда важных законодательных инициатив.

Так, приняты два блока поправок в регулирование сельскохозяйственного страхования. Один из них касается общих подходов к сельскохозяйственному страхованию и направленный на повышение взаимного интереса сельскохозяйственных товаропроизводителей и страховых компаний к сельскохозяйственному страхованию. Второй блок поправок распространил возможности агрострахования на объекты аквакультуры.

Еще один важный Федеральный закон – Об органической продукции – принятый нами в 2018 году, нацелен, в том числе, на выполнение ряда отраслевых задач, часть из которых была поставлена Президентом в Послании Федеральному Собранию и в майском указе, от импортозамещения и расширения экспорта сельскохозяйственной продукции, до более ответственного отношения к охране окружающей среды и внедрения ресурсосберегающих технологий. Хочу, чтобы все услышали наш посыл на будущее – те полтора года, которые установлены законом для принятия необходимых подзаконных актов, пройдут быстро, и уже сегодня важно начать готовиться к его реализации на практике.

Не менее важные законодательные решения были приняты в целях гармонизации отношений между производителями продуктов питания и торговых сетей в части вопросов возврата нереализованной продукции.

Если говорить о тех законодательных инициативах, работа над которыми еще не завершена, то следует отметить следующие.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_099a47_11.jpg

Депутаты подготовили законопроекты, направленные на охрану и воспроизводство плодородия почв, на развитие агролесомелиорации. Совместно с Министерством сельского хозяйства депутаты работают над законодательным регулированием в области семеноводства, над законом о зерне и продуктах его переработки. Причем считаю необходимым по этим законопроектам создать рабочую группу с участием представителей науки и активно двигать вопрос к внесению в Государственную Думу и последующему принятию закона.

В Государственной Думе уже находится законопроект, предусматривающий установление налоговой ставки 10% по НДС в отношении плодовых, ягодных культур и винограда. Тут важно отметить, что Президент Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Ставрополь дал поручение полностью соответствующее предложенному нами подходу. Уверен, что в текущем году эта инициатива будет принята. Для этого мы через 20 дней встречаемся с Председателем Правительства и будем обсуждать имеющиеся по законопроекту разногласия, в первую очередь обусловленные позицией Минфина. Странно получается, что поручение Президент дал, а Минфин ничего для его выполнения не делает.

Важной темой в работе комитета является развитие регулирования установления надбавки к пенсии для людей отработавших 30 лет в сельском хозяйстве. Тут мы ставим вопросы о расширении перечня должностей, как критерия получения права на надбавку, а также об устранении несправедливости, вызванной включением некогда сельских населенных пунктов в состав городских округов.

Ряд законодательных инициатив, пока еще на уровне концепции, мы определили перспективными по итогам состоявшихся встреч с отраслевыми союзами. Работа над ними уже началась.

Уважаемые товарищи!

В заключение хочу еще раз всем вам сказать спасибо за тот труд, который вместе с земледельцами вы осуществили и в сложных условиях получили достойный урожай.

Здоровья вам и удачи!



Календарь новостей

July 2019
Mo Tu We Th Fr Sa Su
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Вступить в ряды КПРФ

300px-dobrovolec_moor.jpg

Ваше Мнение

Как Вы считаете, уничтожил ли Путин систему олигархов у власти в России или одних олигархов заменил на других?

уничтожил - 4.4%
одни лица сменили другие - 95.6%

Всего голосов: 159
The voting for this poll has ended в: 31 Авг 2015 - 17:44
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru