640001, г. Курган, ул. Коли Мяготина, д. 116, стр.1, тел.: 8-3522-26-13-02, kgorkom@mail.ru

В.И. Кашин принял участие и выступил с докладом на Итоговой Коллегии Минсельхоза России

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин выступил с докладом на Итоговом заседании Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу «Итоги деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2019 году и стратегические задачи на 2020 год».

В заседании, состоявшемся по видеоконференцсвязи, также приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко, Министр сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушев, Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, Глава администрации Тамбовской области А.В. Никитин, Губернатор Амурской области В.А. Орлов, Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майоров, Председатель Правления АО «Россельхозбанк» Б.П. Листов, генеральный директор АО «Росагролизинг» П.Н. Косов, председатель общероссийского профсоюза работников АПК Н.Н. Агапова, а также заместители Министра сельского хозяйства Российской Федерации и руководители региональных органов управления субъектов Российской Федерации.

* * *

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина к Итоговому заседанию Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу «Итоги деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2019 году и стратегические задачи на 2020 год».

2 сентября 2020 года,

г. Москва.

Уважаемые Михаил Владимирович, Виктория Валерьевна, Дмитрий Николаевич, уважаемые товарищи!

От имени Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам я рад приветствовать участников итогового заседания Коллегии Министерства сельского хозяйства.

Несмотря на то, что уже 8 месяцев 2020 года позади (эпидемиологическая обстановка внесла существенные коррективы в нашу с вами работу), подведение итогов работы за 2019 год и постановка задач на год текущий является вопросом чрезвычайной важности. Для нас выработка решений сегодня – залог эффективной законотворческой работы в период осенней сессии 2020 года.

Начать хотелось бы с подотрасли растениеводства.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_c2bf7a_1-1.jpg

За период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на многих направлениях производства продукции растениеводства мы смогли удержать позитивную динамику. Индекс производства продукции за период с 2012 года составил 138,1 пункта, что в 3 раза выше индекса промышленного производства за тот же период (112,2 пункта). Валовые сборы пшеницы, кукурузы и в целом зерновых, сахарной свеклы, масличных культур и овощей прирастают, опередив показатели контрольного для нас 1990 года.

При этом зерновой комплекс, как основной драйвер этого роста, заслуживает особого внимания.

Пороговое значение доктрины продовольственной безопасности по зерну полностью выполнено, самообеспеченность составила 99,7%, Россия по итогам 2019 года вошла в тройку лидеров по экспорту зерна и стала бесспорным лидером по экспорту пшеницы. За это мы говорим слова благодарности всем труженикам села, вложившимся в этот результат!

Но задачи на этом направлении мы ставим более амбициозные. Необходимо идти дальше, системно развивая эту важнейшую подотрасль. И решить для этого нужно две ключевые задачи.

Задача номер один – обеспечение качества получаемого зерна.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_28b6fe_2-2.jpg

На примере пшеницы мы видим, что в структуре урожая до сих пор недопустимо велико количество непродовольственного зерна 5 класса, а также слабой пшеницы 4 класса. Пшеница третьего класса – это немногим больше одной трети, а количество пшеницы второго и первого класса ничтожно мало.

При этом у нас не будет качественного зерна до тех пор, пока мы не решим накопившиеся проблемы деградации почвенного плодородия, проблемы мелиоративного комплекса, технико-технологического обеспечения уборки, хранения, транспортировки и переработки урожая, обеспечения семенным материалом, а главное – выстраивания современной системы контроля качества производимого и импортируемого зерна.

В части мелиоративного комплекса.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_46089b_3-3.jpg

В почву вносится всего 71 миллион тонн органики. И это при том, что не так давно вносили до 400 млн. тонн. Аналогично по минеральным удобрениям, 10 миллионов тонн вносили, а сегодня и до трех не дотягиваем и вносим в 11 раз меньше, чем Китай, в 5 раз меньше, чем Германия, в 3-4 раза меньше, чем США и Канада. При этом минеральные удобрения вносятся под 59% посевов, а органика – лишь под десятую часть.

Про известкование и гипсование на протяжении всех этих лет будто просто забыли. Только сейчас Министерство признало и действительно озаботилось проблемой кислых почв на пашне и планирует в 2020 году почти удвоить площадь известкования.

Не проще дела обстоят с гидромелиорацией.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_e12a4e_4-4.jpg

Не так давно мы шли вровень с американцами. И у нас, и у них было по 13 млн. гектар орошаемых и осушенных земель. Сегодня же американцы ушли далеко вперед. Доля мелиорируемой пашни у них подбирается к 40%. Англичане 80 процентов имеют мелиорированных земель!

Мы же держим свои 7 с небольшим процентов, да и те лишь на бумаге. Из 4,7 млн. га орошаемых земель в сельскохозяйственном производстве используется всего 3,8 млн. га, а фактически орошается лишь 2,2 млн. га! При этом уже более 70% оросительных и осушительных систем нуждаются в реконструкции.

Из этого напрямую вытекает проблема деградации почв и снижения почвенного плодородия.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_9ce46e_5-5.jpg

Сегодня в стране 51,5 млн. га кислых почв, заболоченных почв – почти 10 млн. га, переувлажненных – 16,1 млн. га, появились пустыни!

Больше 37% почв на пашне уже имеют слабый гумус, на 25% площади пашни почвы содержат гумус ниже минимального. Средний гумус – это 26%. Сильногумусированных почв осталось всего 11,5%!

Мы же не можем думать только о себе и подходить к использованию земельных ресурсов, которые Русь тысячелетиями накапливала, лишь с потребительской точки зрения. Это наша общая задача – сохранять плодородие почв и земельные ресурсы для будущих поколений.

И большой шаг в этом направлении нами был сделан в этом году. Президентом Российской Федерации 31 июля подписан разработанный нами Закон «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Цель Закона - устранить противоречия между Федеральным законом «О государственном регулировании плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения» и Земельным кодексом Российской Федерации, исключить неоднозначные толкования и фактическую правовую неопределенность в распределении прав и обязанностей землепользователей, которые не позволяли системно вести работу по охране и воспроизводству плодородия почв.

Ключевые положения законопроекта и предложения по их совершенствованию прошли широкое обсуждение на выездном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам в Краснодарском крае, на мероприятиях 21 российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2019» и I Международном агропромышленном форуме, а также 26 декабря 2019 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «Государственная аграрная политика – эффективное сельскохозяйственное производство и развитие сельских территорий» и 17 февраля 2020 года на организованных Комитетом Всероссийских парламентских слушаниях в Доме Союзов. При этом концепция законопроекта получила широкую поддержку.

Что важно, было принято ключевое решение – обязанность по проведению обследований почв и формированию плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет возложена на государственные бюджетные учреждения, подведомственные Минсельхозу России. Обязательные мероприятия теперь будут проводиться по государственному заданию полностью за бюджетный счет.

Принятые нами изменения обеспечат полноту и достоверность информации о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения, позволят выявить как негативное влияние хозяйственной деятельности на земли сельскохозяйственного назначения, так и резервы обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства.

Крестьяне один на один со своими проблемами не останутся. За это мы боролись и будем бороться!

Последствия утраты плодородия усугубляются низким уровнем энерговооруженности.

Мы имеем на тысячу гектар пашни два комбайна уборочных и три трактора. Это в два и три раза меньше, чем, к примеру, в Белоруссии, в шесть и десять раз меньше, чем в США.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_fd0430_6-6.jpg

Исходя из этого, наша ближайшая задача добавить к этим 57 тыс. комбайнов еще минимум 100 тыс. единиц, а также выйти на уровень оснащения в 640 тысяч тракторов. Энергообепеченность наших хозяйств должна быть хотя бы 300 л.с. на 100 гектар посевных площадей, при том, что в 1990 году у нас было 393 л.с. на 100 га. Эту задачу надо решать прорывным способом!

Вот почему мы говорим о необходимости укрепления государственной поддержки таких системообразующих структур, как Росагролизинг и Россельхозбанк, реализующих сегодня эффективные механизмы укрепления энерговооруженности АПК.

Рядом стоит вопрос логистики, это всё, что связано с зернохранилищами, плодохранилищами, картофелехранилищами, сушильными хозяйствами.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_650692_7-7.jpg

Имеющихся мощностей зернохранилищ не хватает. Фактически мы можем действительно качественно и в полном соответствии с технологией единовременно хранить не более 40 млн. тонн зерна. Все остальное – амбары и склады, не обеспечивающие должных условий.

Темпы ввода новых мощностей хранения крайне низкие – около 1 млн. тонн единовременного хранения в год. Если будем сохранять текущую динамику, то достигнем необходимой мощности качественного хранения лишь через 100 лет. Так не годится, ведь оснащенность наших хозяйств определяет большие потери урожая и продовольствия в целом.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_af1f46_8-8.jpg

Динамика потерь урожая «на поле» при несоблюдении оптимальных сроков уборки видна на слайде. При этом сегодня мы держимся на уровне 15%. И это немудрено, ведь уборочная кампания у нас затягивается на месяцы. В текущем году мы видим, что идем с опережением к прошлому году по всем сельскохозяйственным культурам, но это в большей степени заслуга агроклиматических условий, позволившим раньше начать полевые работы.

На этапе хранения теряется еще 5% урожая. И если мы будем продолжать действовать в таком же режиме, то потери будут только расти. Причем не только фактические потери урожая, но и потери качества производимого сельскохозяйственного сырья, а за этим – и рынки сбыта.

В этой связи на передний план выходит задача создания в России эффективной, отвечающей требованиям времени системы контроля качества зерна, позволяющей, в том числе, оперативно отслеживать балансы зерна на всех этапах от его производства и ввода в оборот, до конечного потребителя продовольствия.

Как показывает международный опыт, прослеживаемость пищевой продукции является одним из важнейших элементов системы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Мы начали идти по этому пути с продукцией животноводства, приняв Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», призванного внедрить в эксплуатацию систему электронной ветеринарной сертификации, упрощающую процесс оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную государственному ветеринарному надзору продукцию, обеспечивающую достоверность сведений, содержащихся в таких документах, и прослеживаемость всей цепочки перемещения подконтрольной продукции от момента производства или импорта до конечной точки потребления. И предложенная нами система ЭВС подтвердила свою эффективность.

Очевидно, что по выбранному пути следует идти дальше. Тем более, что подобный опыт хорошо зарекомендовал себя в мировой практике.

Так, для обеспечения безопасности продовольственной продукции стран Европейского Союза и принятия соответствующих мер при выявлении случаев нарушения требований по безопасности вся продукция должна прослеживаться по всей цепочке поставок. Система быстрого предупреждения о пищевых продуктах и кормах представляет собой эффективный механизм отслеживания и контроля рисков, исходящих от пищевых продуктов. Именно эффективное функционирование этой системы во многом объясняет тот факт, что ЕС обладает одним из самых высоких стандартов безопасности пищевых продуктов в мире.

При этом Канада, США и Австралия имеют наиболее интегрированную законодательную базу для контроля и обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, а также отлаженные процессы контроля импортируемой и экспортируемой продукции, что обеспечивает сельскохозяйственным товаропроизводителям этих стран имидж надежных поставщиков на мировой арене, и практически исключает проникновение на продовольственный рынок некачественной и опасной продукции.

Законопроект, призванный внедрить в наше правовое поле развитую систему контроля качества зерна, сегодня разрабатывается нами совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу.

Задача номер два - восстановить посевной клин.

За период с 1990 года площадь земель сельхозназначения сократилась почти в два раза – осталось всего 383 миллиона гектар. Это катастрофа! Ни одна другая категория земель не была столь сильно урезана по площади за новейшую историю России! При этом площадь сельскохозяйственных угодий сократилась почти на 25 млн. га, площадь пашни – на 15,8 млн. га.

В результате мы продолжаем толкаться на уровне 80 млн. га посевных площадей. А ведь совсем недавно 117 миллионов гектар было.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_943722_9-9.jpg

На некоторых территориях к сегодняшнему дню под посевы используют по 5%-20% от прежней площади. В Астраханской области – 25%, 28% - в Смоленской области. Плачевная ситуация по всему Нечерноземью. Но есть и Краснодар со своими 95%, есть Алтайский край с 80,5%.

Докладывая на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации наше видение задачи по вовлечению в севооборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения и, в первую очередь, пашни, мы обозначили, что эта работа фактически является второй целиной, ведь речь идет о 40 млн. га! В результате было подписано поручение о подготовке государственно программы вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. Мы рассчитываем, что этот документ стратегического планирования будет утвержден уже в текущем году.

Далее – о вопросе обеспечения качественным семенным материалом.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_ba4a80_10-10.jpg

В этой части, за исключением зерновых, дела обстоят довольно тяжело – доля семян отечественной селекции в объеме высеянных остается недопустимо низкой.

Сахарная свекла – меньше одного процента отечественных семян, картофель – 9,7%, подсолнечник – четверть, рапс – треть, овощи, кукуруза и соя – меньше половины! И это при том, что в реестр селекционных достижений отечественных сортов внесено в три-четыре раза больше, чем иностранных, и многие из них отличаются выдающимися свойствами и высокой урожайностью.

В этой связи наша с вами задача на этом направлении – развивать семеноводческие хозяйства, ведь динамика на этом направлении прослеживается неустойчивая. Так, если в 2014 году сертифицированных семеноводческих хозяйств в России насчитывалось всего 422, то к 2018 году их количество возросло до 1153 хозяйств, а к 2020 году – снизилось до 1017-ти.

Таким образом, уважаемые товарищи, я хотел бы обратить ваше внимание на важность ускорения работы над проектом федерального закона «О семеноводстве». Этот законопроект залежался в кабинетах Министерства, хотя именно он позволит создать условия для вывода российского семеноводства из кризиса и достичь к 2025 году установленных Президентом Российской Федерации в Доктрине продовольственной безопасности пороговых значений по высеваемым семенам отечественной селекции.

Далее – о задачах развития производства продукции садоводства.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_e41f78_11-11.jpg

По данным статистики в 2019 году были произведены рекордные 3,5 млн. тонн плодов и ягод. Но 66% этого количества приписано личным подсобным хозяйствам, реальное положение которых мы все хорошо себе представляем. В товарных же хозяйствах мы видим лишь немногим более одного миллиона тонн продукции, поступившей в обращение на рынок.

Сопоставив эти данные с нормами здорового питания, мы увидим, какой путь нам предстоит пройти и какие задачи мы должны перед собой ставить.

100 кг плодов и ягод должен человек потреблять за год. Поэтому даже с учетом ЛПХ, мы не добираем больше 11 млн. тонн продукции. Это, конечно, частично компенсируется импортом, но в целом приводит к тому, что наши граждане потребляют значительно меньше, чем должны в рамках здорового питания.

Одна из причин сложившегося баланса – то, что в наших сельскохозяйственных организациях находится всего 180 тыс. га садов. Безусловно, за счет увеличения урожайности мы сегодня вышли по производству товарного яблока на уровень 1990 года, но все-таки больше 287 тыс. га садов ушло в небытие!

Мы глубоко убеждены, что даже при урожайности в 300-350 ц/га, учитывая периодичность по годам, площадь плодово-ягодных насаждений в наших товарных хозяйства должна составлять не менее 400 тыс. га. Здесь мы учли, конечно, и цели удвоения урожайности. Это ставит перед нами абсолютно конкретную задачу по закладке новых садов.

Картина же на этом направлении сегодня следующая.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_f007c9_12-12.jpg

В 2019 году закладка новых садов достигла 18 тыс. га. В целом за период с 2013 года было заложено почти 100 тыс. га новых садов. Казалось бы, достигнутую динамику нужно сохранять и укреплять, но почему-то Министерство рапортует о планах ввести к 2025 году всего 65,2 тыс. га новых садов, то есть вернуться к тем 10-12 тыс. га в год, с которых мы фактически начинали. Такими темпами мы сможем выйти на требуемые площади только через 15-17 лет. А это не годится!

Мы должны говорить, как минимум, об удвоении площади ежегодно закладываемых новых садов. И действовать в этом направлении следует системно, закрепив соответствующие цели на уровне государственной программы.

Далее следует коротко обратить внимание на вопросы производства продукции животноводства.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_00a3bd_13-13.jpg

Динамика на этом направлении, безусловно, слабая. Индекс производства в подотрасли с 2012 года показал рост всего на 12,7%, что лишь на полпроцента выше индекса промышленного производства.

Драйверы роста – производство мяса свинины и птицы, а также производство яйца. Все остальное так и пляшет вокруг значений, до которых было обвалено к 2000 году.

При этом производство мяса говядины у нас сократилось в 3 раза, а в товарном секторе – в 6 раз! То, что  глубину кризиса пытаются сгладить приписками несуществующих стад и объемов производства – вопрос очевидный.

Самые же большие проблемы у нас в производстве молока. Дойное стадо во всех категориях хозяйств у нас сократилось с 21 до 8 млн. голов, а если говорить о товарных хозяйствах, то там осталось всего около 4,6 млн. коров. Это просто катастрофа!

Пора определиться - либо мы будем возить молоко и красное мясо из-за рубежа, либо будем вставать на ноги и в ближайшие 10 лет удвоим поголовье дойного стада. Я убежден, что в товарных хозяйствах должно находиться не менее 7 млн. голов, наши зоотехники, селекционеры, ученые, эту позицию поддерживают.

Задачи на этом направлении стоят большие и перед нашими учеными, и перед нашими практиками. При этом задел у нас есть – результаты селекционно-генетической и племенной работы говорят сами за себя (Молочная продуктивность коров в наших племенных хозяйствах сегодня находится на уровне 11 тыс. кг). Это хороший базис для эффективного движения вперед.

Через это мы выходим на вопросы укрепления кормовой базы.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_a4eee9_14-14.jpg

Посевная площадь кормовых культур за 30 лет снизилась в 2,5 раза, а валовой сбор рухнул почти в 4 раза, площадь сенокосов и пастбищ уменьшилась на четверть!

Безусловно, сокращение поголовья является одним из факторов повлиявшим на сложившуюся ситуацию, но через кормовую базу мы можем обеспечить и обратный процесс - прирост поголовья, должным образом использовать возможности наших угодий – пашни, сенокосов и пастбищ.

На вопрос о влиянии кормов на себестоимость литра молока, должен сказать, что Госплемзавод, находящийся в системе Всесоюзного института кормов, где я работал, проводил многолетний эксперимент - круглогодичные стойловое и пастбищное содержание животных. Большой разницы между ними не оказалось, за исключением именно себестоимости и выхода телят – тут пастбищное содержание животных, безусловно, выиграло у стойлового.

Повторюсь - это был многолетний эксперимент, да и ФГУП «Пойма» на практике это подтверждает - на культурных пастбищах с 3,5 тысячами дойного стада он получает отличные результаты по надоям.

Уважаемые товарищи!

Все сказанное выше не сможет быть реализовано, если не будет эффективно вписано в действующую систему стратегического планирования в АПК, представленную тремя государственными программами, а сами госпрограммы приведены в соответствие стоящим перед отраслью задачам с точки зрения финансового обеспечения.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_570eec_15-15.jpg

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наиболее перспективная ее редакция была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421. Последующие 14 корректировок этой госпрограммы привели к тому, что отрасль недополучила почти 400 млрд. рублей федерального финансирования. В этой связи, в рамках работы по подготовке корректировок федерального бюджета на текущий год, а также предстоящей подготовки проекта бюджета на 2021-2023 годы, мы должны компенсировать сложившийся долг.

Государственная программа комплексного развития сельских территорий. Важность этой программы определяется тем, что дороги, социальная инфраструктура, ЖКХ и жилищный фонд сельских территорий доведены до плачевного состояния. Жить, по существу, на селе невозможно. Только представьте себе, в 2019 году на всю Россию было введено всего 53 ФАПа, 1300 новых ученических мест. Это – ноль, ведь объекты социальной инфраструктуры на селе в последние 30 лет уничтожались тысячами!

А ведь деревня является берегиней нашей большой Родины, сельские территории – основа кадрового обеспечения отрасли. Именно поэтому нам нужно развернуть все общество и вертикаль власти лицом к своему кормильцу, к нашим деревням, селам, аулам. Укоренение же негативной динамики напрямую угрожает продовольственной и национальной безопасности России.

Эта госпрограмма была утверждена всего год назад и при общей поддержке получила проектное финансирование на уровне 2,3 трлн. рублей. Но в текущем году объем ее финансирования существенно сократили. От 80 млрд. рулей, запланированных на текущий год, выделено всего 38! На 2021 и 2022 годы сокращение еще больше! Ярким примером ошибочности такого решения является тот факт, что средства, выделенные на сельскую ипотеку, показывающую в отличие от городской стремительный рост, уже закончились, и нам пришлось в спешном порядке выбивать дополнительные ресурсы и из 5 млрд. потребности пока удалось найти всего 2 млрд.

В этой связи, как член Коллегии Министерства сельского хозяйства, прошу записать в решении сегодняшнего заседания задачу обеспечить финансирование государственной программы комплексного развития сельских территорий в соответствии с изначальным паспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года №696. Тем более, что аналогичные задачи мы поставили в нескольких постановлениях Государственной Думы, когда принимали бюджет на 2020 год и соответствующие корректировки весной текущего года.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_89e26a_16-16.jpg

И третья госпрограмма – программа вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель и охраны плодородия почв. На сегодняшний день она находится на стадии проекта, но должна быть утверждена в самое ближайшее время. Об этом мы говорили на всероссийских парламентских слушаниях, на заседании Государственного Совета Российской Федерации в декабре 2019 года, и в этом нас поддержал Президент Российской Федерации, подписав соответствующие поручения Правительству Российской Федерации.

Утверждение этой государственной программы создаст мощнейший фундамент для прорыва в экономике, ведь речь идет о вовлечении в сельхозоборот порядка 40 млн. га пашни. По сути, это «новая целина», которая обеспечит огромное количество новых рабочих мест, глубочайшую межведомственную кооперацию, начиная с сельхозмашиностроения, химической промышленности, металлургии, и заканчивая логистикой и торговлей.

Господдержка, осуществляемая в рамках названных программ, не без изъян, но так или иначе учитывает интересы развития и крупных хозяйств, и малых форм хозяйствования. Вместе с тем, такая весомая в производстве сельскохозяйственной продукции категория хозяйств, как ЛПХ, господдержкой сегодня полностью игнорируется. А ведь хозяйства населения – это четверть произведенной продукции растениеводства и треть продукции животноводства! Более 68% валового производства картофеля, 64% плодов и ягод, 53% мяса КРС, 38% молока, 94% меда – это все производят наши граждане на своих участках не получая никакой поддержки от государства.

Давайте все вместе подумаем над тем, как нам оказать поддержку этому крупному сектору экономики и огромному количеству людей, ведущих подсобное хозяйство. Ведь их можно обеспечить льготными семенами, посадочным материалом, поголовьем, укрепить их в системе потребительской кооперации, подключить к системе государственной закупки продовольствия.

И в заключение – о законодательном обеспечении.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_699928_17-17.jpg

За последние 2 года нам удалось принять несколько важнейших законодательных решений.

Так, нами были внесены принципиально важные изменения в Налоговый кодекс, снизившие ставку НДС на продукцию садоводства до 10%. Был принят базовый закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», установивший правовые, организационные, технологические и экономические основы в области виноградарства и виноделия, определивший формы, условия и порядок осуществления государственной поддержки в данной области, установивший полномочия, в том числе контрольных, органов государственной власти и местного самоуправления, а также правовое положение лиц, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия.

Приняты существенные изменения в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также комплексные изменения в законодательство в части развития инвестиционной деятельности и поощрения капиталовложений в реальный сектор экономики Российской Федерации.

Приняты уже названные выше комплексные изменения в закон «О государственном регулировании плодородия земель сельскохозяйственного назначения», определивший начало большой работы по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия, а также системные изменения в законодательство в части развития агролесомелиорации.

Эти решения разошьют многие закостенелые проблемы в АПК, а также окажут позитивное влияние на отрасль в рамках комплексных решений в области развития экономики Российской Федерации.

В этой связи я хочу поблагодарить заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Абрамченко за оперативность работы с нашими законодательными инициативами, и, в связи с тем, что осенняя сессия работы Государственной Думы очень короткая, прошу обратить внимание на те законопроекты, которые сегодня находятся в работе.

Это девять депутатских инициатив.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_e09952_18-18.jpg

Два законопроекта находятся уже на стадии второго чтения, два внесены в правительство для подготовки официального отзыва, пять оставшихся мы будем рассматривать в ближайшее время и просим Вас их поддержать.

Четыре законодательных инициативы Правительства.

b_300_0_16777215_00_https___kprf.ru_media_images_newsstory_illustrations_large_bc1e90_19-19.jpg

Две из них уже внесены в Государственную Думу, и еще две поступят к нам в ближайшее время.

В результате мы видим фронт работы на осеннюю сессию. Это 13 законопроектов, решающих большой спектр задач в развитии агропромышленного комплекса Российской Федерации. При этом особое внимание я хочу заострить на наиболее важных из них.

Во-первых, это, конечно, подготовленный нами в соавторстве с Заместителем Председателя Государственной Думы А.В.Гордеевым и при активном участии научного сообщества пакет принципиально важных изменений в закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Данным законопроектом мы решаем целый комплекс тех проблем, которые не удалось решить, принимая базовый закон.

Так, нами предложены меры стимулирования субъектов виноградарства и виноделия, использующих при посадке виноградников посадочный материал отечественного производства (напомню, что дефицит отечественных саженцев оценивается до 60-70% от общей потребности в закладке). С учетом действующей практики мы предложили пересмотреть полномочия по внесению информации в реестр виноградных насаждений (указанные полномочия на протяжении последних лет эффективно осуществляются региональными властями). Также с учетом сложившейся практики мы предложили скорректировать сроки сдачи урожайных деклараций

Кроме того, в 468-м Федеральном законе отсутствуют такие меры господдержки как субсидии на закладку виноградников и уход за ними и льготное кредитование, что предусмотрено в настоящее время Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В связи с этим законопроектом корректируется перечень мер государственной поддержки в области развития виноградарства.

Мы также предложили внести комплексные изменения в части регулирования производства и реализации винодельческой продукции.

В целом законопроект впитал в себя те нормы, которые закрывают большое количество правовых дыр и коллизий, допущенных в базовом законе.

Вместе с тем, на пути принятия данной инициативы в первом чтении мы столкнулись с поразительным проявлением лоббизма – под шумок коронавирусной суеты в Государственную Думу был внесен альтернативный законопроект, призванный из закона о развитии одной из важнейших для страны отраслей сделать пародию, наполнив его спорными нормами в угоду крупнейших алкогольных олигархов. Из закона о развитии виноградарства предложили фактически сделать «Закон о коньяке».

Но этого мы не допустим и в период осенней сессии 2020 года сделаем все необходимое для того, чтобы не допустить внесения деструктивных и просто вредительских изменений в законодательство.

Следующие инициативы – законопроекты, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части порогового значения признания плательщиков ЕСХН также плательщиками НДС, а также в части льготного налогообложения ввоза и реализации на территории Российской Федерации племенного молодняка.

Почему они важны? Сегодня для тех, кто работает на едином сельхозналоге, границу отсечения для вменения НДС установили на уровне 80 миллионов рублей. Мы же настаиваем на том, чтобы этот порог был установлен на уровне, хотя бы, 400 млн. рублей. В противном случае налоговая нагрузка на существенную долю малых и средних сельскохозяйственных организаций окажется чрезмерной. Также у нас назревают большие проблемы по племенному скоту - истекает срок льготного завоза на территорию Российской Федерации племенного молодняка из-за рубежа без НДС. При тех провалах в производстве молока и мяса говядины этого допустить нельзя.

Далее - законопроект «О землеустройстве». Это законопроект, который мы ждем уже много лет, и только он способен закрыть зияющую дыру в правовом поле, препятствующую эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения. Вопрос, безусловно, является чрезвычайно сложным. Но это говорит лишь о том, что ему должно уделяться особое внимание, а на его решение, в помощь нашему ГУЗу, должны быть направлены бóльшие ресурсы.

Мы также ведем работу над скорейшим внесением в Государственную Думу и других важнейших законодательных инициатив, в том числе, в области регулирования безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, оборота земель, о семеноводстве, карантине растений, и других, которые эффективно вписываются в парадигму развития законодательства Российской Федерации в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей и укрепления продовольственной безопасности Российской Федерации.

Уважаемые товарищи! Я убежден, что, действуя системно, уделив должное внимание всем названным аспектам развития отрасли, подкрепив это достойным финансированием и законодательной базой, а также обеспечив прочную связь наших научных подразделений с производством, мы добьемся необходимой динамики и сможем обеспечить наших граждан качественной отечественной продукцией.

В этом, уважаемые друзья и товарищи, желаю нам всем удачи.

Спасибо!



Календарь новостей

September 2020
Mo Tu We Th Fr Sa Su
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Ваше Мнение

Как Вы считаете, уничтожил ли Путин систему олигархов у власти в России или одних олигархов заменил на других?

уничтожил - 4.4%
одни лица сменили другие - 95.6%

Всего голосов: 159
The voting for this poll has ended в: 31 Авг 2015 - 17:44

Вступить в ряды КПРФ

300px-dobrovolec_moor.jpg

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru