27 июня в зале пленарных заседаний Государственной Думы прошли парламентские слушания, посвященные реформе системы высшего образования после выхода России из Болонского процесса.
Слушания прошли под председательством спикера Государственной Думы В.В. Володина. В них приняли участие министр высшего образования и науки РФ В.Н. Фальков, руководители парламентских фракций, депутаты Государственной Думы, ректоры, преподаватели, студенты и аспиранты ведущих российских вузов, представители работодателей и экспертного сообщества. Перед участниками слушаний выступил Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов:
— Уважаемый коллеги!
У нас в руководстве партии каждый второй имеет научную степень, и каждый третий депутат нашей фракции или преподавал в вузах, или защитил диссертацию. Мы давно настаивали на проведении таких слушаний. И я хочу поблагодарить своих коллег и, особенно, Председателя Государственной Думы, которые в последнее время очень активно используют большие слушания для осмысления проблем, принятия верных решений и достойных законов.
Это четвертые большие слушания в Государственной Думе. Мы проводили их по пенсионной реформе. Но, к сожалению, ее не удалось отбить, и эта людоедская «реформа» по-прежнему выкашивает население.
Также по инициативе мэра Москвы Собянина мы проводили парламентские слушания по проблемам реновации. И сегодня реновация уже дает положительные результаты.
Еще одни парламентские слушания были посвящены теме ЖКХ. Ведь сегодня эта сфера составляет примерно треть основных фондов. Как в свое время говорил Аркадий Райкин, «какой ты жилец, если у тебя кран фонтанирует».
Хочу напомнить гениальную мысль Герберта Уэллса, который как-то сказал, что история человечества – это гонка между образованием и катастрофой. Катастрофа уже состоялась, третий системный кризис усиливается, а два предыдущих закончились мировыми войнами. И от того, какого качества будут управленческие кадры, зависит судьба всего человечества.
Можно взорвать завод, но я вам построю новый за два года. Однако если вы взорвете образование, то это станет для человека травмой на всю жизнь, а для государства минимум на двадцать лет. Поэтому первые шаги ленинско-сталинской модернизации были связаны с образованием. Приведу несколько исторических примеров, которые, думаю, вас в этом убедят.
Когда допрашивали главарей фашистского рейха, то они открыто сказали, что проиграли войну не Красной Армии, а проиграли ее советскому учителю, инженеру и воспитателю. Они не думали, что за десять лет можно подготовить таких блестящих офицеров и солдат, создать такую великолепную технику.
Второй пример. Когда мы полетели в космос, американцы к нам прислали большую комиссию, подготовившую доклад почти в две тысячи страниц. И в нем была глава «Что знает Иван, и чего не знает Джонни». Американцы тогда сделали вывод, что проигрывают соперничество СССР на школьной парте и студенческой скамье. В результате они утроили финансирование образования и стали скупать мозги по всему миру.
Я читал лекции во всех ведущих американских университетах. Так вот, у главного богача Билла Гейтса из 100 математиков – 50 русские. Вся наша Новосибирская математическая школа, которую мы с академиком Коптюгом и моим первые заместителем Мельниковым собирали по всей Сибири, вдруг оказалась в Америке. И ребята мне сказали, что с удовольствием вернулись бы домой, но, куда? Где мы будем работать, где будем жить, где будут учиться наши дети?
Мы десять раз вносили соответствующий закон, но пока он не принят. И полтора миллиона наших классных специалистов, по-прежнему, не могут вернуться домой. Так что здесь требуется государственное решение.
Я летал на Байконур на совместный запуск российских и американских космонавтов. Рядом сидел директор НАСА. И я спросил его мнение о наших специалистах. Он ответил, что они — высший класс. Это великолепные инженеры со светлыми головами. Они обладают глубокими знаниями, и, одновременно, хорошо ориентируются в пространстве.
И все это абсолютно осознанно было пущено под нож! Не устаю вам повторять: вот доклад, подготовленный еще в 1994 году, «Образование для России в переходный период». В нем сто страниц, и говорится о том, как ликвидировать профтехобразование и другие достижения советской системы. И все по этой схеме за двенадцать лет реализовали господа Фурсенко и Ливанов.
Когда в свое время Фурсенко внес предложение оставить в школе четыре базовых предмета: физкультуру, ОБЖ, английский язык и историю по Кредеру, я чуть не ахнул. Я пошел к президенту и сказал: моя семья 350 лет преподает в школах и вузах. Я в семнадцать лет пошел работать учителем сельской школы. Так почему вы нас не слушаете? Почему не слушаете Алферова, Мельникова, Смолина, целую группу депутатов, которые готовят блестящие законы? И после этого удалось более-менее исправить ситуацию.
Сейчас выстраивается новая система. Но мы ее выстраиваем в условиях гибридной войны, которая еще не ясно, чем закончится. Нас обложили со всех сторон, поэтому требуются очень грамотные, волевые, умные люди. Причем у нас нет лишнего времени для решения этой проблемы.
Что мы предлагаем в данной связи? Наша команда – это Жорес Иванович Алферов, Иван Иванович Мельников. Кстати, Мельников единственный, кто в Совете Европы возглавлял Комитет по науке и высоким технологиям. Мы были допущены во все лаборатории и взяли лучшее, что там было. Владимир Иванович Кашин и совхоз имени Ленина создали лучшую в мире школу. И я вас туда приглашаю. Там сохранено и профессиональное образование, и шахматы, и робототехника, и космос. Но я никак не могу отбить это хозяйство от бандитов, которые хотят захапать две тысячи гектаров. Пришлось дойти до президента, который дал поручение.
Наша команда подготовила все необходимые рекомендации. Останина вместе со Смолиным провела в Госдуме десять дней назад «круглый стол». И его результаты полностью совпадают с высказанными сегодня оценками. Благодарю ректора МГУ Садовничего, который сохранил многие русские и советские традиции классического высшего образования. Но сегодня мы созрели для принятия исторических решений и всячески будем этому способствовать, тем более, в условиях мобилизации.
У нас готова программа «Двадцать неотложных мер для преображения России». Готов закон «Образование для всех», впитавший все лучшее, что было в русско-советской школе, европейский опыт и наработки наших китайских друзей. Это уникальный, потрясающий опыт, позволяющий готовить не просто талантливого человека, но человека мужественного, мобильного, способного учиться всю жизнь. Потому что знания обновляются каждые четыре – пять лет, и требуется соответствующая подготовка. У нас также готов бюджет развития в 33 триллиона рублей.
С чего начинала советская власть? Прежде всего, с создания чрезвычайных комиссий по борьбе с бандитизмом и безграмотностью. И полуграмотная страна трагический 41-й встретила образованным населением и лучшим станочным парком. Так что мы могли решать эти задачи очень быстро и энергично.
В 1942 году, когда фашисты еще стояли под Москвой, на образование расходовалось 6% бюджета (сейчас в два раза меньше). А 1950 году на эти цели шел каждый пятый рубль, благодаря чему нам удалось и прорваться в космос, и создать ракетно-ядерный паритет, и стать самой умной и образованной державой. А сейчас мы по качеству образования опустились ниже шестого десятка.
Главные вопросы сегодня, это борьба с вымиранием страны и восстановление социальной справедливости. Соответствующие законопроекты нами подготовлены. Но для их принятия нужна политическая воля и ваша поддержка.