ПРОГРАММА
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА СЛУЖБУ ЭКОНОМИКЕ
Банк России главной своей задачей считает таргетирование инфляции путем осуществления умеренно-жесткой денежно-кредитной политики, сущность которой заключается в снижении уровня жизни населения и замедлении роста экономики. Однако инфляция заранее прогнозируется на уровне 4%, что ориентирует юридических лиц на повышение цен до установленной планки. Происходит так сказать плановое повышение цен. Такая политика идет в ущерб развитию России, противоречит положению Конституции РФ о социальном государстве.
Эта политика выражается, прежде всего, в политике дорогих денег. В настоящее время уровень монетизации российской экономики составляет чуть выше 40%. Для сравнения: среднемировой уровень монетизации – порядка 125%, в США – около 100%, в развитых странах Европы – примерно 150-175%, в Китае – порядка 200%, в Японии – примерно 250%. Низкая монетизация (дефицит ликвидности) ведет к снижению инвестиционной активности, торможению экономического роста (а порой и к падению экономики), завышенной цене денег в экономике, кризису неплатежей и, как следствие, к волне банкротств. В настоящее время уровень монетизации российской экономики не может быть менее 100%. Но с времен Министра финансов Кудрина в России проводилась политика стерилизации денежной массы и все деньги изымались из экономики и направлялись в золотвалютные резервы. По правилам МВФ накопления в иностранной валюте можно хранить только в банке эмитента. При этом банк-эмитент принимает деньги на депозит под самые низкие проценты (1,5-2%) и может заморозить валютные счета любого государства, как это произошло с Россией, у которой заморожены 300 млрд. долларов. Эти денежные средства используются банками-эмитентами как кредитные ресурсы для отечественной экономики.
На 1 сентября 2025 года золотовалютные резервы России были 726 млрд. долларов или 59 трлн. рублей. 33% составляет золото, остальные средства разбросаны по иностранным банкам. Фонд национального благосостояния 13 трлн. Итого: 72 триллиона рублей накоплений.
В ситуации, при которой по указанию США, могут заморозить все накопления России в иностранных банках говорит о том, что накопления в иностранной валюте нужно ограничить трехмесячным объемом импорта, остальные денежные средства необходимо хранить в виде ценных металлов и драгоценных камней на территории России.
Бюджетное правило следует отменить. Отчисления в ЗВР в иностранной валюте не производить. Мобилизация денежных средств позволит значительно увеличить бюджет, а размещение свободных средств в банковской системе России, позволит сконцентрировать 65,6 триллиона рублей потенциальных кредитных ресурсов для развития экономики.
Денежно-кредитная политика Центрального банка откровенно направлена на вывоз денег из страны. Чистый вывоз капитала начал прогрессировать в России с 1994 г. За последние 20 лет из России вывезено 691 млрд. долл. или 50 триллионов рублей. Это чистый легальный вывоз капитала по данным Центрального банка, что сопоставимо с третью выручки от продажи нефти. Незаконный отток в результате махинаций с документами по данным Глобал Финансиал Интеграйти) достигает $782 млрд. или 57 трлн. рублей по текущему курсу. Всего вывезено 117 триллиона рублей.
Отток существенно вырос в 2005 году, а в 2014 г. составил более 150 млрд. долл. В 2019 году – 40 млрд. долларов. В 2024 году – 48 млрд. дол. Капитал вывозят: государство, банки, предприятия, мигранты и другие физические лица. При этом законами Российской Федерации вывоз капитала разрешен без ограничений. Такая политика не в интересах России.
Кроме того, банковская система в России создана так, что денежными потоками управляют в основном иностранцы, являющиеся руководителями крупнейших банков России. Это они сделали недоступными кредиты на внутреннем рынке России, с тем, чтобы заставить российский бизнес брать иностранные кредиты за рубежом. Корпоративный долг российского бизнеса по объему больше размера международных резервов (ЗВР) России. На 1 августа 2025 года корпоративный долг составил S850 млрд., в то время, как международные резервы – S697 млрд. По существу, международные резервы России являются залогом корпоративного долга страны. Благодаря такой схеме, в России сегодня нет денежно-кредитной системы, российская экономика пользуется международной денежно-кредитной системой, которая стала вторым доильным агрегатом по вытягиванию денежных средств из страны после нефтегазовой отрасли.
Вследствие завышенной ключевой ставки стоимость кредитных ресурсов находится гораздо выше уровня рентабельности большинства отраслей, что еще больше усиливает и так серьезные диспропорции в структуре производства, доходов и цен.
При такой ключевой ставке, кредитные ставки коммерческих банков для производственных предприятий порой превышают ключевую ставку в 2-3 раза, а среднюю рентабельность производства в обрабатывающих отраслях промышленности – более чем в 3 раза. Когда ставка ЦБ выше нормы рентабельности в обрабатывающих секторах происходит удушение экономики. В итоге, в России одной из самых больших затратных статей стали расходы на обслуживание кредитов, что является мощным тормозом экономического роста.
Для сравнения, уровень ставки ЦБ — в Китае – 3%, Великобритании – 4%, в США – 3%, в странах зоны евро – 2,15%, в Японии – ставка Центробанка вообще отрицательная (-0,5%). Таким образом, ключевая ставка в России много выше чем в ведущих развивающихся экономиках мира, не говоря уже о развитых экономиках.
В России ставка ЦБ (17%) в 2,5 раза выше уровня инфляции. Для сравнения, в Китае превышение базовой ставкой инфляции составляет всего 1,25%, в Индии – и того меньше – всего 0,5%).
Доля проблемных потребительских кредитов за 8 месяцев 2025 г. составила 1,7 трлн. руб. Доля проблемных ипотечных кредитов составила 1,6% на сентябрь 2025 г. С начала 2025 г. она выросла на 0,6 процентных пункта. При этом банки за 8 месяцев 2025 г. обогатились на 2,3 трлн. руб.
Главной задачей Банка России должно быть стимулирование экономического и социального развития. Инфляцией должно заниматься правительство.
Необходимонационализировать банковскую систему, в которой оставить только системные государственные банки. Установить государственное регулирование размера процентных ставок по кредитам. Установить валютный контроль. Ввести целевую продажу предприятиям валютных средств по льготному курсу для приобретения новейшей техники и технологий. Произвести замещение иностранных кредитов на отечественные.
Необходимо создать отдельную категорию промышленных банков, для которых необходимо снизить требования по начислению резервов при условии ограничений операций с населением.
Ввести государственную монополию на внешнюю торговлю и валютные операции. Взимать налог в размере 5% с денежных переводов мигрантов, ввести трудовые визы для мигрантов по номенклатурам профессий.
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ
За последние 35 лет Россия вышла в мировые лидеры по количеству бедных и нищих граждан. Сегодня по уровню жизни наша страна откатилась на 67 место в мире, ниже уровня Белоруссии и Украины.
Тридцатипятилетнее реформирование привело российское общество к дикому материальному расслоению: по данным Федеральной службы государственной статистики РФ к середине 2025 года:
-в крайней нищете находятся 11,9 миллионов человек или 9,6% населения с доходами ниже прожиточного минимума.
-40% населения имеют среднемесячные доходы ниже 35 000 рублей. Соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных выросло в 2023 г. по сравнению с 1992 г. – расцветом экономического кризиса – с 8 до 15, а с учетом скрытых доходов до 28.
Иными словами, 90% населения страны с переменным успехом балансирует на черте бедности.
По данным Росстата за август 2025 года, зарплату выше 400 тысяч рублей получают около 1,5% работающих россиян, что составляет примерно 1 500 000 человек при общей численности работающих около 100 миллионов. Все остальные меньше этой суммы. В Германии среднемесячная номинальная зарплата как раз составляет 400 000 рублей. А у нас эта привилегия только для полутора процентов населения.
В 2025 году реальная среднемесячная зарплата — 53000 рублей, средняя пенсия — 25098 рублей. Средняя зарплата педагогов, работающих на 1,78 ставки всего 29000 рублей, врачей — 62 000, ученого — 30 000 рублей. В промышленной среде самая низкая зарплата в сельском хозяйстве — 30000-40000 рублей, на 2-3 тысячи больше в гостиничном бизнесе и в торговле. Как видим, заработная плата большинства населения, включая пенсии пенсионеров, не идут ни в какое сравнение с зарубежными нормами.
В самом бедственном положении «дети войны», их доходы составляют 15-17 тысяч рублей в месяц. Фракция КПРФ 10 раз вносила законопроект «О детях войны», но все они были отклонены, десятый законопроект уже третий год даже не рассматривается в Государственной Думе.
За 35 лет новой России страна сократилась на 33 миллиона, не родившихся детей по отношению к 1990 году. Сегодня численность населения России соответствует 1988 году. В России не созданы никакие условия для воспроизводства населения.
Народ 35 лет живет на прожиточном минимуме, рожать детей ему не по карману. Уничтожено здравоохранение, болезни косят людей со страшной силой, но лечебные учреждения продолжают «оптимизировать».
Нищета выгнала народ в банки, их долги перед банками составляют 34,6 триллиона рублей. Закредитованность населения вышла за рамки возможностей выплачивать ссуды. Задолженность составляет 237 тысяч рублей на человека, включая новорожденных.
КПРФ считает необходимым утвердить новую политику доходов. К 2030 году надо поставить задачу, чтобы в России не было семей, душевой доход которых будет менее 50 тыс. руб. При этом среднедушевой доход с 36 тыс. увеличится к тому времени до 80 тыс. руб. (в ценах 2019 года).
Одновременно должны быть повышены пенсии с 35 до 50% к уровню средней зарплаты, введены пособия для детей в размере двух прожиточных минимумов. Вместо материнского капитала для многодетных семей ввести на всей территории России бесплатное медицинское обслуживание для всех членов семьи, бесплатное образование всех уровней для детей из многодетных семей и бесплатное предоставление жилой площади.
Для граждан, имеющих совокупный доход семьи менее 50 тысяч рублей в месяц ограничить размер жилищно-коммунальных платежей размером, предусмотренным в расчётах прожиточного минимума. Запретить выселение из единственного жилья за долги малоимущих и безработных граждан. Увеличить не менее чем в два раза ассигнования из бюджета на строительство доступного жилья и ремонт действующего жилого фонда.
В области налоговой политики следует освободить от подоходного, налога на имущество и земельного налога тех граждан, которые имеют совокупный семейных доход, менее 2-х МРОТ.
Осуществлять активную поддержку государством строительства жилья для молодых семей, приезжающих на работу в село.
Если Россия заняла первое место по объему экономики в Европе, то социальное обеспечение должно быть таким же. Средние зарплата и пенсии должны быть на уровне развитых стран Евросоюза!
Следует решить и проблему выравнивания доходов и сглаживания 15-кратного существующего сегодня разрыва между бедными и богатыми россиянами. В бюджетной сфере восстановить единую тарифную сетку оплаты труда. Заработная плата не может быть меньше двух прожиточных минимумов. При этом отчисления в социальные фонды можно сократить до 12% от фонда оплаты труда.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Российское жилищно-коммунальное хозяйство — самая крупная жизнеобеспечивающая отрасль страны. В ней сосредоточена почти треть всех основных фондов России. И вся эта огромная хозяйственная организация доведена сегодня до кризисного состояния, близкого к коллапсу. «Реформы» лишили ЖКХ государственной поддержки и возложили обязанность содержать, развивать и модернизировать все технические системы отрасли на народ, 70% которого имеет доходы ниже среднего уровня, а треть упала за черту бедности.
Сегодня износ инженерно-коммунальных сетей составляет более 70%. И перед страной встали проблемы с гарантиями бесперебойного, теплоснабжения и водообеспечения. Последние годы показали всю неспособность жилищно-коммунального хозяйства противостоять природной стихии, всю бесхозяйственность, до которой его довело нынешнее правительство.
Безуспешные реформы привели к новой идее, передаче объектов ЖКХ в концессию, затем к приватизации, а определение тарифов сбросили на региональный уровень, где нет денег и где быстрее предприятия ЖКХ переведут на полный хозрасчет.
Ликвидация бесплатного обеспечения жильем граждан, и рост бедности в стране привели к тому, что потребность в жилье сегодня составляет 1,5 млрд. кв. м. 61% граждан нуждаются в улучшении жилищных условий. Чтобы решить их проблему необходимо 94 трлн. рублей. Подсчитано, что при нынешних объемах кредитования понадобится 226 лет, чтобы удовлетворить потребности всех нуждающихся.
43 миллиона граждан проживают в неблагоустроенном жилье. Ветхий и аварийный жилой фонд составляет 98 млн. кв. м. Ежегодный прирост аварийного жилья составляет 2,7 млн. кв. м. И при нынешних темпах ликвидации такого, непригодного для проживания жилья потребуется около 155 лет и около 4-4,5 трлн. рублей. Ученые подсчитали, что к 2040 году размер непригодного жилья достигнет 270 млн. кв. метров.
Кабальная ипотека не решает жилищных проблем, а создание новых форм управления домами столкнулось с нежеланием жильцов выбирать навязываемые ему формы управляющих компаний, постоянно обворовывающих жильцов. Принятый жилищный кодекс не исполняется и не может быть исполнен потому, что в жилищной сфере России рыночные отношения не приживаются в силу преобладающей бедности населения.
КПРФ считает. что обеспечение российских граждан доступным жильем – одна из приоритетных жизненных задач государства. Коммунисты предлагают нуждающимся в жилье семьям предоставлять его бесплатно, а остальным предоставляют возможность приобретать по себестоимости в кредит со сроком погашения не менее 10 лет.
Единственно эффективным путем борьбы с высокими ценами на жилье коммунисты видят в государственном регулировании процессов строительства и продажи жилья и запрещении посреднической деятельности в этой важнейшей сфере. Для этого не нужна громоздкая и не эффективная схема ипотечного кредитования. В соответствии с настоящей программой в жилищном строительстве должны участвовать только три участника. Это – 1) гражданин, нуждающийся в жилище, 2) государственный банк, выдающий кредит, и 3) государственная строительная организация, работающая по государственным нормативам. Такая схема способна полностью вытеснить грабительские и воровские структуры недобросовестных инвесторов, жирующих на процентных ставках коммерческих банков, страховых компаний, риэлторов и сотен других мздоимцев и прочих «разрешителей» нынешнего стройбизнеса.
КПРФ предлагает предоставлять земельные участки под строительство многоквартирного жилья бесплатно, что позволит снизить стоимость жилья до 20%. Ликвидация коррупции на стадии получения разрешительной документации позволит снизить стоимость жилья на треть. А отмена посреднической деятельности при продаже «квадратных метров» приведет к снижению их стоимости в 2-3 раза.
В действующем жилом фонде, независимо от формы собственности и управления коммунисты предусматривают ремонтировать подъезды, кровли, подвалы, системы тепло, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения за счет бюджета. ТСЖ и другие формы управления домами планируется создавать только на добровольной основе. А управляющие компании намечено сделать государственными или муниципальными.
Коммунисты за то, чтобы сохранить в государственной собственности всю инфраструктуру и объекты коммунального хозяйства, что обязывает финансировать эту сферу из федерального бюджета и осуществлять государственное регулирование тарифов.
Коммунисты считают, что кризис в коммунальном хозяйстве вызван не отсутствием рыночных отношений, которых в этой сфере не может быть в принципе, а в многолетнем отсутствии достаточного финансирования и нормального хозяйского управления. Именно поэтому вся инфраструктура коммунального хозяйства должна находиться под управлением государства в надежных руках честных управленцев.
КПРФ
ПРОГРАММА
РАЗВИТЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
По ожидаемой продолжительности жизни в 1964–1965 годах Россия достигла 70 лет и входила в число самых развитых стран по этому показателю. В результате реформ этот показатель снизился и вновь достиг 70 лет только в 2012 году, в то время как ведущие страны Европы достигли ожидаемой продолжительности жизни 81–83 года.
«Оптимизация» оставила из 12 тыс. 800 больничных учреждений советского времени 5 тыс. 177 единиц всех видов собственности и специализации. Число больничных коек сократилось в 2 раза. Под видом оптимизации уничтожаются сельские и районные больницы. На каждую тысячу человек у нас приходится 800 больных. Но уничтожаются не лечебные учреждения, уничтожается здравоохранение. Страховая медицина поставила работу так, что платят врачам не за лечение, а за оказание медицинских услуг.
Объем платных медицинских услуг ежегодно растет на 25– 30%. Население несет 50% всех расходов на медицинскую помощь, хотя по Конституции она бесплатна. Цифровизация ввела порядок записи на прием к врачу по телефону, эта мера исключила возможность записаться на прием к врачу. Катастрофически увеличивается число тех, кто не может заплатить за свое лечение и теряет здоровье. При этом растут государственные расходы на оказание скорой и стационарной̆ медицинской помощи, оплату больничных листов и социальную помощь инвалидам.
Крупные аптечные сети принадлежат транснациональным корпорациям.
В год регистрируется 1,7 млн. первичных случаев заболеваний новообразованиями. 641 тыс. людей признаются инвалидами. Страна не может выбраться из ямы смертности. Потери превышают рождаемость на 225 тыс. человек. Позором для нашей страны являются сборы средств на лечение детей за границей.
Россия вдвое отстаёт от других стран по расходам на здравоохранение. В частности, Канада тратит на эти цели 7,4% ВВП, Эстония 5,1% ВВП, Швейцария 7,7%, Франция 9%. В рейтинге ООН по этому показателю мы на 91 месте рядом с Нигером и Алжиром.
Лечебные и профилактические учреждения в регионах не ремонтировались десятилетиями.
Силами «Единой России» принят закон, по которому бюджетные поликлиники могут становиться частными через концессионные соглашения.
Наши Предложения:
Упразднить страховую медицину, восстановить государственную систему здравоохранения. Восстановить систему оплаты труда работников здравоохранения, имевшуюся на 1 января 1988 года. Немедленно остановить реорганизацию лечебных учреждений. Обеспечить каждое село и деревню фельдшерско-акушерскими пунктами. Ввести сплошную диспансеризацию на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности. Обеспечить за счёт бюджетных средств полный цикл ведения пациента от первичного приёма до выписки из стационара.
— Восстановить существовавший многие годы порядок предоставления трудящимся путёвок для санаторно-курортного лечения за счёт Фонда социального страхования, обеспечив массовый отдых и оздоровление детей в детских здравницах, детских лагерях отдыха, туристических базах.
— Установить среднюю зарплату в здравоохранении по уровню оплаты руководящего персонала больниц – не менее 80% оплаты труда специалиста от дохода главного врача учреждения. Проблема обеспечения кадрами решится за два года.
— Восстановить в полном объёме службы здоровья матери и ребёнка, женские консультации. Перинатальные центры зачастую недоступны беременным вследствие их удалённости. С целью рождения молодой семьёй первого ребёнка установить единовременное пособие на первенца в размере 100 тыс. руб.
— Восстановить службу здравоохранения на крупных производствах с числом работающих не менее 1000 человек. Профилактические осмотры сделать регулярными.
— Принять государственную программу с целевым показателем в 95% к 2030 г. по капитальному ремонту, реконструкции и строительству лечебно-профилактических учреждений за счёт федерального бюджета. Гарантия получения высокотехнологичной медицинской помощи должна распространяться на все регионы страны.
— Восстановить федеральную целевую программу «Развитие медицинской промышленности» с реальным финансовым обеспечением и восстановлением национального производства лекарственных препаратов. Жизненно важные лекарства должно выпускать и реализовывать государство.
— Принять программу организации неотложной медицинской помощи населению в сельской местности.
— Финансирование здравоохранения в сопоставимых ценах предлагается увеличить в 2–2,5 раза. Это позволит нам увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 72 лет в 2026 году до 80 лет в 2030 году, сократить смертность с 1,9 до 1,5 млн чел., в том числе трудоспособного населения — с 470 до 230 тыс. чел., и младенческую смертность с 6 на 1000 родившихся живыми до 3,5.
КПРФ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
Нынешний этап культуры России характеризуется низкопробностью духовно-нравственных критериев, которые напрямую влияют на моральное разложение населения, и в первую очередь, ее молодежи. Наибольший «вклад» в столь явный процесс деградации вносят средства массовой информации, в особенности, телевидение. Государство все больше отстраняется от сферы управления и контроля за действиями СМИ, ложная независимость которых все более гипертрофируется во вседозволенность и пропаганду таких морально уродливых явлений, как насилие, сексуальная распущенность, безвкусица пошлость и отсутствие патриотичности. Подобными явлениями грешит частное вещание в электронных СМИ, и поэтому коммунисты России давно высказывают идею о национализации ведущих телевизионных каналов и центрального радио. Представители КПРФ также давно выступают за внесение поправок в федеральный закон «О средствах массовой информации», который бы мог регулировать вопросы отражения в СМИ только высококачественной, высокохудожественной и нравственной продукции, и запрещал бы отображение жестокости и насилия, разврата и бездуховности.
Коммунисты требуют поставить жесткие барьеры на пути дальнейшей коммерциализации культуры. Рыночная эксплуатация этой сферы — прямой путь к массовому оболваниванию народа и ускорению его деградации.
Важнейшим направлением борьбы за возрождение отечественной и в частности русской культуры является борьба с умышленным насаждением западной масскультуры. Законодательные меры в этой области, как правило, не дают никаких результатов. Поэтому представители КПРФ выступают за проверенные и эффективные в этой сфере меры общественного контроля, которые должны быть поддержаны государством.
Для оздоровления российской культуры необходимо:
— чтобы по-настоящему трезво мыслящая творческая интеллигенция объединилась в наблюдательные советы, которым было бы законодательно предоставлено право контроля телепрограмм, репертуарных планов театральных коллективов, кинотеатров, книгоиздательств и других творческих коллективов.
— Требуется внести изменения и дополнения в федеральную целевую программу «Культура России», которые бы предотвратили дальнейшее разрушение инфраструктуры в сферы культуры и прекратили прогрессирующую коммерциализацию духовной жизни.
— Необходимо предотвратить дальнейшую приватизацию и деприватизировать крупнейшие киностудии России, обратить в государственную собственность всю фильмотеку, созданную в Советское время за счет государственных средств.
— Следует восстановить разрушенные и перепрофилированные клубы, дома и дворцы культуры, детские клубы и добиться выделения в бюджете РФ объема средств на развитие культуры, которые бы соответствовали международным нормам.
— Ввести общественно-государственный контроль за состоянием и использованием памятников истории и культуры. Исключить возможность их приватизации и использования не по назначению.
— Обеспечить приоритетный выпуск публикаций выдающихся произведений русской, советской и мировой культуры (организацию теле и радио программ, репертуарную направленность театров и кинотеатров, планов книгоиздательств и т.п.).
— Наладить выпуск новых учебников и учебно-методической литературы по отечественной истории, философии, культурологии, социологии, языкознанию, литературоведению.
— Разработать и реализовать программу адресной поддержки молодых талантов из семей, не обладающих возможностями для получения профессионального образования и творческого роста.
— Создать Национальный общественный совет по культуре с целью выработки основных положений национально-ориентированной культурной политики.
КПРФ
ПРОГРАММА
РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Налоговая система нуждается в срочном преобразовании. Она стала тормозом развития экономики. Если в этом плане ничего не менять, экономика не раскрутится, баланса между производством и потреблением добиться будет невозможно.
По данным Федеральной налоговой службы общий объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2024-м по сравнению с 2023 годом выросли на 18,9%, до 55,6 трлн. руб. За январь–октябрь 2024 г. в консолидированный бюджет поступило 46 трлн. руб. – на 8,1 трлн. руб. больше, чем за аналогичный период 2023-го. В годовом исчислении поступления в федеральный бюджет за январь–октябрь 2024 г. выросли на 30%. Эти деньги взяты из карманов народа, потому, что основные налоги берутся из повышения цен на товары. В Федеральном бюджете налог на добавленную стоимость (НДС) – 15 трлн. рублей он прибавляется к цене товаров. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 10 триллионов рублей прибавляется к цене ГСМ и бензина, акцизы, пошлины также прибавляются к цене. Таким образом, чем выше цены, тем больше бюджет! Из 40 триллионов федерального бюджета 30 трлн. рублей берутся за счет повышения инфляции.
И в это самое время правительство делает вид, что борется с инфляцией.
Значительное повышение налогов – демотиватор и для бизнеса, и для потребителей. Чтобы налоги были мотиватором экономики, ими должна облагаться эффективность предприятий и работать принцип: чем выше эффективность предприятия, тем больше бюджет. Для этого необходимо полностью переделать налоговую систему под принцип эффективности производства. Для этого необходимо:
- Отменить налоговый маневр, ввести 30% пошлины на продажу углеводородного сырья и отменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом на 30% подешевеют бензин и нефтепродукты. Бюджет средства не потеряет.
- Поэтапно отменить налог на добавленную стоимость (НДС). Цены снизятся на 10-20%. При этом ввести налог на роскошь (дворцы, яхты, элитные квартиры и проч.) Бюджет только увеличится.
- Ввести государственную монополию на производство и реализацию спиртосодержащей продукции и установить налог с оборота на производство и реализацию спиртосодержащей продукции, табачных изделий. Бюджет увеличится на 2,5 триллиона рублей.
- Ввести прогрессивный НДФЛ. С годового дохода в 30 миллионов рублей и выше ставка подоходного налога должна составлять не менее 80%.
- Прибыль коммерческих банков, полученную в результате высокой ключевой ставки изымать в бюджет, за исключением 3%, направляемых на развитие.
- Дивиденды по акциям акционерных обществ с участием государства и государственных корпораций не выплачивать, направлять в доход государства.
- Отменить возвратный НДС.
- Легализовать теневой бизнес.
- Установить полный валютный контроль.
В результате можно увеличить бюджет на 20-25 триллионов в год. Без увеличения цен на внутреннем рынке.
КПРФ
ПРОГРАММА
НАУКА – БУДУЩЕЕ РОССИИ
Сегодня наука является едва ли не главным рычагом импортозамещения. Импортные товары, которых Россия закупает 70% от потребности перестали поставляться с вводом санкций. Необходимо товары делать самим, но нет отраслевой науки, которая бы могла начертить образ товара и создать технологию его изготовления.
В 2024 году наука в России продемонстрировала рост внутренних затрат на исследования и разработки, но при этом снизила свою позицию в Глобальном инновационном индексе до 59 места. Несмотря на достижение целей национального проекта «Наука и университеты» и увеличение расходов, общее количество исследований с ученой степенью продолжает снижаться. Сказываются рыночные подходы к научным исследованиям.
По разделу «Наука» ассигнования на 2026 год составят 728 млрд. рублей, на 132 млрд. рублей меньше, чем в 2025 году. Затраты на науку у нас составляют около 0,4% ВВП или 2,9% расходной части бюджета. Это в 17 раз меньше, чем в США, в 15 раз меньше, чем в Китае, в 4 раза меньше, чем в Японии. При этом за последние 10 лет в США указанный показатель увеличился в 2,03 раза, в Китае — в 2,48 раза, а в России — только в 1,45 расходуется 0,15% ВВП. Здесь лидируют: Швейцария — 0,97%, Корея — 0,73%, США — 0,51%, Япония — 0,42%. Если следовать примеру развитых стран, то расходы на науку в России должны быть около 10 триллионов рублей, а не 728 млрд. руб.
При таком финансировании число научно-исследовательских институтов сократилось в 2023 году по сравнению с 2022-м сразу на 67 организаций, а за период 2000-2023 гг. — на 43,5%. Соответственно, сократилось и число ученых, которые занимаются научными исследованиями. В 2023 году по сравнению с 2000-м их стало около 80%, а по сравнению с 1990-м — вообще 34%. Естественно, что снизилось число защит диссертаций: кандидатских по сравнению с 2010 годом — в 4,2 раза, докторских — в 3,7 раза.
Учёные должны мыслить, а не писать отчёты. Успехи науки определяют талантливые, увлечённые люди, в том числе и молодые учёные, обладающие новыми знаниями и преданные своему делу. Сегодня средний возраст учёного в системе Академии наук 65-70 лет. Молодых исследователей не наберётся и половины. Их 43,8% от научного сообщества с учётом лаборантов, аспирантов и докторантов.
Мы потеряли целое поколение, которое ушло из науки, и поколение, которое не пришло в науку. В последние десятилетия только один процент выпускников идёт в науку.
Из-за разницы в средней оплате по регионам страны сотрудники московских институтов получают зарплату намного выше, а учёные в Сибири надбавок не получают.
Многие диссертационные советы закрыты по решению правительственных органов. Доступность публичной защиты своих разработок снижена.
В 2024 году объем внутренних затрат на исследования и разработки в России достиг 1,88 трлн рублей, увеличившись за год на 235,1 млрд рублей в действующих ценах, или на 4,5% в пересчете в постоянные цены.
По абсолютным масштабам затрат на науку Россия удерживает девятую позицию в мировом рейтинге (64,9 млрд долларов в расчете по паритету покупательной способности национальных валют). Лидируют США (955,6 млрд долларов) и Китай (917,2), за ними следуют Япония (213,8), Германия (179), Южная Корея (143,7), Британия (110,8), Франция (87,1), Тайвань (69,1)
Общая численность занятого в науке персонала, включая исследователей, техников и пр., к концу 2024 года выросла до 675,7 тыс. человек (+0,8% к уровню 2023 года). Причем значительная часть исследователей (146,7 тыс. человек, или 43,3%) — это молодые ученые в возрасте до 39 лет включительно.
Основной источник финансирования науки в России — бюджет государства. Деньги предпринимательского сектора — 29 %. На долю бизнеса в США приходится около 66 % затрат на науку, в Республике Корея — 76,6 %, в Китае — 77,5 %.
Есть еще один любопытный показатель — разработка новых технологий. В 2021 году было разработано 2186 технологий, из них 88,1 % — новые для России, 11,9 % — принципиально новые.
В 2021 году Россия занимала восьмое место в рейтинге по числу публикаций в научных изданиях, индексируемых Scopus. При этом отставание от стран-лидеров существенное: от Китая — в семь раз, от США — почти в пять с половиной. Эту разницу будет сложно скомпенсировать, даже несмотря на стабильный рост публикационной активности российских авторов. Мы отстаем не только в теории, но и в создании высокотехнологичной техники. К примеру, создание роботов нам бы пригодилось в условиях дефицита высококвалифицированных кадров, однако, пока мы имеем – 19 роботов на 10 тысяч работников, а российский парк роботов состоит примерно из 20 тысяч единиц. Вместе с тем в 2025 году лидирующие позиции в промышленной роботизации заняли Китай, Япония, США, Южная Корея и Германия. Россия занимает 43-е место в мире, если оценивать плотность роботизации и число роботов на предприятиях.
Сегодня нам приходится уповать не на науку, а на сохранившиеся технологии ВПК. Как бы ни было трудно, но необходима частичная конверсия ВПК, где имеется необходимое оборудование и опытные специалисты. Здесь надо заново создавать утраченные технологии и воссоздавать забытое оборудование. Отсюда должны выйти институты отраслевой науки, которая откроет дорогу к возрождению технического прогресса и второй индустриализации.
Необходимо создать во всех отраслях народного хозяйства России конструкторские бюро, научно-производственные объединения, научно-исследовательские институты для разработки оборудования, технологий и новых видов продукции.
Заработная плата научных работников не должна быть ниже средней зарплаты аналогичных работников в Евросоюзе. Этим мы прекратим утечку талантов из России и вернем на родину ранее уехавших специалистов.
Финансирование научных учреждений сделать приоритетным, своевременным и в полном объеме. Довести объемы финансирования научных работ за счет инвестиций предприятий до 35% от общего объема финансирования.
Необходимо отметить, что указом президента страны планируется довести к 2030 году затраты на науку до 2% ВВП- это примерно 4 триллиона рублей. Но по опыту развитых стран финансирование должно быть на уровне 10 триллионов рублей.
КПРФ считает, что фундаментальная наука должна по смете финансироваться государством в размере 1% от ВВП по государственному заданию. Сумма внутренних затрат на исследовательские работы должна быть увеличена в 2,5 раза.
Мы предлагаем платить аспирантам достойные стипендии (не менее прожиточного минимума), чтобы люди могли нормально заниматься диссертациями, а также именно диссертации сделать критерием оценки работы аспирантов.
По совокупности научных публикаций (полученных патентов) разрешить присваивать учёные степени только научным работникам и работникам высшей школы с непрерывным стажем научно-педагогической работы не менее 5 лет.
Наложить бессрочный мораторий на продажу и передачу в коммерческую аренду помещений, зданий и земель Академии наук.
КПРФ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
При плановом управлении экономикой опытными специалистами — производственниками отсталость в экономике преодолеть можно в короткие сроки.
Достаточно посмотреть на статистику уровня использования среднегодовой производственной мощности в разных отраслях. В пищевой промышленности этот уровень – около 60%, в производстве тканей – около 30%, обуви – 59%. В машиностроении, загруженность меньше 30%, по производству тракторов – 19%, станков – 24%. На 20-30% недогружены мощности в производстве изделий из дерева, пластмасс, шин, металлургического производства. Достаточно загрузить мощности и будет обеспечен рост промышленного производства от 40 до 70% в разных отраслях.
По данным Росстата за 2024 год в структуре ВВП обрабатывающая промышленность занимает +7,6% (в 2021 году-13,4%), информация и связь (+12%); гостиницы и рестораны (+9,6%); оптовая и розничная торговля (+6,9%).
В объеме обрабатывающей промышленности машиностроение занимает всего 9%. В СССР в 1985 году машиностроение занимало 26% в структуре ВВП. Сегодня от машиностроения фактически ничего не осталось. Все эти проценты принадлежат ОПК и автопрому, существующим при большой финансовой поддержке государства. Выпуск гражданской продукции сократился в десятки и сотни раз и продолжает сокращаться. В 16 раз сократилось производство подшипников, без которых машиностроительная продукция не выпускается. В 10 раз уменьшилось производство комбайнов, в 19 раз металлорежущих станков — в 30 раз тракторов. Штучно выпускаются самолеты и вертолеты, товары повседневного спроса выпускаются в незначительных объемах.
Чтобы осуществить индустриализацию, необходимо в экономике вести раздельный учет производства средств производства и товаров народного потребления, иначе в общей «корзине» ВВП трудно определить в каком направлении идет развитие экономики.
Разработать программу развития машиностроения для пищевой и легкой промышленности с целью оснащения новых завод и фабрик.
Принять экстренные меры по оказанию государственной помощи легкой промышленности, обеспечивающей быструю отдачу средств и замещение импорта товаров для населения.
Принять меры по оказанию государственной помощи отраслям машиностроения, приборостроения и станкостроения. Гарантировать приоритетное поступление государственных инвестиций в эти отрасли.
Оказать особую поддержку отечественной фармацевтической промышленности как фактору обеспечения безопасности населения.
Бюджетное финансирование национальной экономики, а именно ее реального сектора установить не менее 14 триллионов рублей в год.
Государственные инвестиционные кредиты и другие формы финансовой помощи предоставлять предприятиям на условиях договора под конкретные программы, обязательным условием договора должен быть государственный контроль над ценами и ценообразованием производимой продукции.
Распространить на все предприятия, получающие государственную поддержку требования закона 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Принять долгосрочную программу развития малого и среднего бизнеса. Налоги и обязательные платежи для этой категории хозяйств не должны превышать 20% в себестоимости продукции.
Объявить налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса с учетом его социальной значимости. «Заморозить» рост арендной платы для его предприятий.
Обеспечить льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, производящих товары для населения, продукты питания и лекарства. Способствовать импортозамещению товаров и снижению потребности в иностранной валюте.
Восстановить единую энергетическую систему страны и обеспечить государственный контроль над ней.
Принять долгосрочную программу развития малого и среднего бизнеса. Налоги и обязательные платежи для этой категории хозяйств не должны превышать 20% в себестоимости продукции.
Опыт народных предприятий и «красных» губернаторов широко использовать в народном хозяйстве. Государству следует изменить взгляд на бизнес как источник пополнения бюджетного кармана. Промышленность, в первую очередь, даёт рабочие места и производственную независимость.
КПРФ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
За последние годы российское сельское хозяйство демонстрирует значимые и во многом исторические результаты. То, что в 90х и начале 2000-х казалось развалом, когда навязывалась гайдаровская теория о том, что «село — черная дыра», сегодня на деле трансформировалось в противоположное. Село, которое пытались представить обузой, проявило свою истинную сущность — крестьянина-труженика и кормилицей страны, местом, где сохраняются родники доброты, соборности, патриотизма и трудолюбия. Характерным показателем является динамика сбора зернобобовых культур: если в 2000 году урожай составил лишь 65,4 млн тонн и стал одним из самых провальных в новейшей истории, то в 2022 году страна достигла рекорда — 157,7 млн тонн. В 2023 году было собрано 147 млн тонн. Предварительные данные на 2025 год указывают на урожай на уровне 140 млн тонн — показатель, который можно назвать по-настоящему выдающимся в условиях сложной климатической ситуации. Эти успехи стали возможны благодаря труду миллионов работников АПК и реализации пяти государственных программ, направленных на поддержку сельского хозяйства, развитие мелиорации, комплексное развитие сельских территорий, поддержку рыбной отрасли и научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса. Сделано действительно многое: страна укрепляет продовольственную безопасность, модернизирует переработку, повышает производительность.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, сельское хозяйство и сельская территория сталкиваются с рядом глубоких, системных проблем, которые продолжают сдерживать развитие отрасли, восстановление российской деревни и качество жизни миллионов граждан.
Приоритет первый решение проблемы стремительного сокращения сельского населения. Под видом «перестройки», «реформ», «модернизации» разрушается экономика села, крестьяне, лишённые заработка, выдавливаются из родных мест. Деградация, миграция, вымирание — вот три явления, которые в последние десятилетия определяют реальное состояние российской деревни. Село вымирает. За двадцать лет 23 тысячи деревень стёрто с карты страны, а в 47 тысячах сёл проживает менее десяти человек. Эти процессы приобрели системный характер и напрямую связаны с отсутствием условий для нормальной жизни: нехваткой качественных дорог, инфраструктуры, доступного образования и здравоохранения, дефицитом современного жилья и привлекательных рабочих мест. За последние двадцать лет ряд федеральных округов понесли критические демографические потери: Дальневосточный округ сократил сельское население на 17%, Сибирский — на 14%, Северо-Западный — на 14%, Приволжский — на 13%. Такая динамика подрывает устойчивость сельского уклада, лишает агропромышленный комплекс кадрового потенциала и создаёт прямую угрозу продовольственной безопасности страны. В стране действует государственная программа Комплексного развития сельских территорий, которая должна была стать фундаментом для создания современного жилья, социальной инфраструктуры, дорог и рабочих мест на селе. Однако её хроническое недофинансирование уже достигло 580 млрд рублей, что фактически блокирует достижение заявленных целей и делает невозможным полноценное развитие сельских районов. КПРФ настаивает на немедленном восстановлении финансирования программы в объёмах, предусмотренных исходным паспортом, поскольку без этого невозможно остановить отток сельского населения, обеспечить достойные условия жизни и вернуть деревне её стратегическую роль в развитии страны.
Приоритет второй — развитие молочной отрасли. Несмотря на отдельные примеры высокой эффективности хозяйств, отрасль в целом переживает глубокий структурный кризис. Поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57 млн голов в 1990 году до 16,4 млн в 2024-м, а количество коров — с 20,6 млн до 7,3 млн соответственно. В организованном секторе осталось лишь около 3 млн коров — исторический минимум, создающий угрозу воспроизводству отрасли и устойчивости всей аграрной системы.
При этом средний надой в организованном секторе в 2024 году составляет 8290 кг на корову, что является действительно хорошим показателем и демонстрирует высокий уровень технологий и менеджмента. Но при всей важности продуктивности недопустимо превращать её в самоцель. Россия не может решить проблему молока только за счёт рекордных надоев — главной проблемой остаётся стремительное сокращение поголовья. Именно восстановление поголовья, а не погоня за показателями, способно вернуть отрасли устойчивость. Особенно важно понимать, что молочное животноводство — это связующее звено всего агропромышленного комплекса. Именно оно обеспечивает устойчивый спрос на зернобобовые культуры, формирует основу для работы комбикормовой отрасли, создаёт тысячи рабочих мест в сельских районах и фактически удерживает жизнь в деревне. Где есть корова — там есть семья, там работают фермы, переработка, социальная инфраструктура. Исчезает молочное животноводство — исчезает и сама деревня. Сокращение производства молока ведёт к отставанию от медицинских норм потребления: вместо необходимых 325 кг на человека в год россияне потребляют всего 250 кг. Это означает недополучение жизненно важных элементов, что напрямую влияет на здоровье населения и его демографическую устойчивость.
Приоритет третий развитие плодоводства. Обеспечение населения качественной витаминизированной продукцией напрямую связано с национальной безопасностью, здоровьем и долголетием граждан. По нормам Минздрава населению требуется 13,8 млн тонн плодов и ягод ежегодно, включая 7,3 млн тонн свежих яблок. Но фактическая обеспеченность составляет около 50% от потребности. В 2023 году уровень самообеспечения плодово-ягодной продукцией составил 44,6% при норме Доктрины продовольственной безопасности в 60%. Перед страной поставлена цель — увеличить производство плодов и ягод в организованном секторе до 3 млн тонн к 2030 году. Но для этого необходимо ускоренное развитие питомниководства, селекции, современных технологий хранения, переработки, а также подготовка высококвалифицированных специалистов аграрного профиля.
Приоритет четвертый — развитие личных подсобных хозяйств, которые играют ключевую роль в сохранении деревенской жизни, устойчивости сельских территорий и самозанятости населения. ЛПХ традиционно обеспечивают значительную часть внутреннего производства овощей, картофеля, молока и мясной продукции. Именно в ЛПХ формируется культура сельского быта, воспроизводятся трудовые навыки, поддерживается социальная структура деревни. Однако этот сектор серьёзно ограничен отсутствием переработки, инфраструктуры, логистики и механизмов сбыта. Многие семьи сталкиваются с отсутствием возможностей реализовывать свою продукцию по справедливой цене. Фермерство и кооперативное движение нуждаются в системной, долгосрочной государственной поддержке, поскольку именно они являются фундаментом устойчивости сельской экономики, развития местной переработки и формирования справедливого ценообразования на продукты питания. У нас утверждена государственная программа Комплексного развития сельских территорий, недофинансирование которой составляет 580 млрд руб. на текущий момент.
Приоритет пятый Отдельного внимания заслуживает развитие садоводства и огородничества, которое является важнейшим направлением продовольственной самообеспеченности граждан. На сегодняшний день около 14,6 млн человек занимаются садоводством на площади более 1,3 млн гектаров, а 2,8 млн семей ведут огородничество на территории свыше 303 тысяч гектаров. Этот труд обеспечивает миллионы семей свежими овощами, фруктами, ягодами, создаёт значимый объём сезонной продукции и играет важную роль в формировании здорового питания. Однако этот сектор также нуждается в поддержке: в создании систем полива, улучшении инфраструктуры, доступе к технике малой механизации, а также в развитии программ обучения и популяризации современных агротехнологий.
Приоритет шестой особого внимания заслуживает вопрос сокращения сельхозземель. В 1990 году площадь сельхозугодий составляла 638 млн га, к 2024 году она сократилась до 374,9 млн га. Пашня уменьшилась с 132 млн га до 118,6 млн, то есть страна потеряла 13 млн га наиболее ценных земель. Несмотря на реализуемую программу так называемой «второй целины», темпы ввода земель в оборот остаются недостаточными. Без расширения пашни невозможно обеспечить наращивание производства кормов, зерна, масличных культур и стабилизацию ценовой ситуации. Сегодня действует государственная программа по вовлечению в оборот брошенных и неиспользуемых сельскохозяйственных земель, которая должна обеспечить возвращение миллионов гектаров пашни и восстановление потенциала народного земледелия. Однако её хроническое недофинансирование уже составляет почти 80 млрд рублей, что существенно замедляет темпы ввода с/х земель. КПРФ требует полного финансирования программы в соответствии с её исходным паспортом, поскольку без выполнения утверждённых обязательств невозможно добиться роста производства, укрепления продовольственной безопасности и реализации стратегической задачи по восстановлению сельхозземель.
Приоритет седьмой решение стратегической проблемы недофинансирования АПК. В СССР на развитие сельского хозяйства приходилось около 15% государственного бюджета. Сегодня — лишь 1,3%. Такая доля не обеспечивает ни технологический суверенитет, ни воспроизводство инфраструктуры, ни развитие отраслей животноводства, растениеводства и переработки. Необходим переход к уровню поддержки не менее чем 10% расходной части бюджета, что соответствует задачам продовольственной безопасности и практике развитых стран.
КПРФ считает, что существующая аграрная политика остаётся фрагментарной и недостаточно ориентированной на интересы российского народа. При всех достигнутых успехах отрасли, государственная политика должна быть направлена не только на рост валовых показателей, но и на сохранение деревни, повышение качества жизни, укрепление социальной инфраструктуры и восстановление технологической независимости.
Реализация указанных мер позволит обеспечить продовольственную стабильность страны, создать условия для возвращения людей на село, восстановления миллионов гектаров пашни, увеличения производства молока, овощей, фруктов и ягод, укрепления фермерства и возрождения российской деревни как важнейшей основы государства.
КПРФ
ПРОГРАММА
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ
В России сегодня нет ценовой политики. Цены, отданные на откуп торговцам, монополистам и олигархам не оправдывают постулат, что рынок должен все отрегулировать. За последние 10 лет цены на продовольствие выросли в 2,5 раза, транспортные тарифы скакнули в 4 раза, а жилищно-коммунальные тарифы — в 2 раза! Ценовой рост опережает не только рост доходов, но и темпы инфляции. Как обуздать эту бесконечную и нескончаемую гонку?
КПРФ считает, что цены можно обуздать, если основным приоритетом государственной политики в области борьбы с инфляцией станет расширенное и выгодное по себестоимости производство товаров, которое создаст предпосылки для ценового и тарифного сдерживания.
Государственное регулирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги внутреннего рынка вводить необходимо. Это нужно для того, чтобы создать условия для введения стимулирующих факторов снижения стоимости энергоносителей, накладных и транспортных расходов и в конечном итоге победить цены снижением себестоимости продукции.
Жесткое регулирование тарифов на электроэнергию, газ, нефть и нефтепродукты, железнодорожные перевозки должно осуществляться для того, чтобы они не превышали пределы рассчитанной месячной инфляции. Но в то же время в обрабатывающих отраслях промышленности и агропромышленном комплексе можно позволить перекрывать скопившиеся издержки за счет других статей доходов в российской экономике, чтобы не снижать уровня их рентабельности.
Восстановить технологию максимального выравнивания цен на электроэнергию и железнодорожные перевозки в различных регионах страны можно как путем вывода крупнейших потребителей и производителей на федеральный оптовый рынок, так и путем директивного введения ценовых дотаций по отдельным регионам.
Не использован и такой вид сдерживания, как установление предельных нормативов рентабельности для предприятий, производящих отдельные виды продукции или оказывающих отдельные виды услуг. Важный резерв обуздания цен и в их косвенном регулировании путем предоставления льготного налогообложения, кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета согласно договорам и фиксированным надбавкам на реализуемую продукцию. Тогда и хорошо апробированный в мировой практике набор антиинфляционных мер поможет снизить показатели инфляции до совсем малых процентов. Коммунисты имеют четкие представления о том, как это сделать и представляют для этого свою стратегию. Для этого необходимо:
Основным приоритетом государственной политики в области борьбы с инфляцией должно стать расширенное производство товаров и сдерживание роста цен и тарифов на товары, лежащие в начале производственных цепочек.
Ввести государственное регулирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги внутреннего рынка страны. Создать условия для введения стимулирующих факторов для снижения стоимости энергоносителей, снижения себестоимости продукции, накладных и транспортных расходов.
Жесткое регулирование тарифов на электроэнергию, газ, нефть и нефтепродукты, железнодорожные перевозки должно осуществляться на уровне 0.6 – 0.7 от месячной инфляции, чтобы не допустить раскручивания инфляции издержек. В то же время в обрабатывающих отраслях промышленности и АПК следует позволить реализоваться скопившимся издержкам, с целью повышения уровня их рентабельности.
В качестве компенсации предприятиям ТЭК за жесткое государственное регулирование цен на их продукцию, должны выступить существенные меры (например, отмену платы за перекачку и перевалку нефти).
Восстановить технологию максимального выравнивания цен на электроэнергию и железнодорожные перевозки в различных регионах страны как путем вывода крупнейших потребителей и производителей на федеральный оптовый рынок, так и путем директивного регулирования цен и издержек с использованием механизма ценовых дотаций.
Установить предельные нормативы рентабельности для предприятий, производящих отдельные виды продукции или оказывающих отдельные виды услуг. В этом случае при расчете цен на продукцию таких предприятий прибыль будет учитываться в размере предельного норматива рентабельности.
2. В периоды эскалации инфляции издержек целесообразно использовать контроль над ценами и, в частности:
— временное замораживание цен в отраслях, допустивших не оправдываемый соображениями структурной и макроэкономической целесообразности опережающий рост цен, имеющих запас рентабельности, существенное превышение среднего уровня зарплаты;
— временное установление жестко регулируемых пропорций относительных цен;
— внедрение механизма согласования цен между производителями и потребителями основных ценообразующих товаров при посредничестве соответствующих государственных ведомств;
— введение контроля над ценами предприятий-монополистов, увязывание повышения цен на их продукцию с расширением ее сбыта.
Только при государственном регулировании цен и тарифов, высокой ответственности и исполнительности субъектов экономической деятельности, возможно остановить рост цен, повысить жизненный уровень населения и обеспечить устойчивое развитие экономики.
КПРФ
ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ
Россия — преемница одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире. Но навязанный властью рыночный подход к образованию, чем дальше, тем больше обезличивает извечные цели педагогики, призванные воспитывать творчески активное сознание, продуктивное мышление и гражданскую позицию каждого выпускника школы и вуза. Количество вузов в России сократилось почти в два раза с 2012 г. — их стало меньше на 42%. 60% российских предприятий заявляют о кадровом дефиците, преимущественно высококвалифицированных специалистов в высокотехнологичных сферах производства.
Отечественный опыт применения ЕГЭ запутался в проблемах, так и не определив объективности своих результатов. Существующие отечественные тесты в большинстве случаев не активизируют творческих способностей, а ведут к механическому заучиванию материалов, порождают коррупцию и злоупотребления при поступлении в вузы. Этот неприкрытый лоббизм уже сегодня ограничил право на образование для многих граждан России и культивировал неравенство возможностей в области обучения и развития.
По данным ЮНЕСКО уровень образования СССР к 1990 г. был на третьем месте в мире, в 2001 г. — на 19-м месте, в 2012 г. — на. 35-м месте. В развитых странах на 60–70% экономический рост связан с приоритетным развитием «экономики знаний» и только на 30–40% — с инвестициями в основной капитал. В России экономический рост зависит от объема продажи нефти.
Чтобы поднять эффективность образования необходимо отказаться от Болонской системы и перейти на классическую систему образования.
В школьном образовании надо вернуться к получению знаний, а не навыкам отгадывания. В профессиональном обучении, важно все: и знания, и навыки, и опыт!
Восстановить образовательную систему в полном объеме по данным на 1 января 1990 года.Обратить в государственную и муниципальную собственность помещения учреждений народного образования, незаконно приватизированные в период массовой приватизации. Отменить платное образование на всех уровнях системы народного образования. Восстановить систему оплаты труда работников народного образования, имевшуюся на 1 января 1988 года.
Повысить зарплату профессорско-преподавательского состава вузов, преподавателей ССУЗов до уровня 1990 года.
Законодательно установить единую государственную политику народного образования. Финансирование этой отрасли должно осуществляться только из федерального бюджета. Уровень образованности людей не должен зависеть от финансового благополучия региона.
Остановить сокращение государственных высших и средних профессиональных учебных заведений и общеобразовательных школ.
Обеспечить социальную защиту учащихся школ, студентов ССУЗов и вузов. Гарантировать сохранение бюджетных мест в образовательных учреждениях на уровне не менее 50%. Стипендии студентов не должны быть ниже прожиточного минимума.
Организовать горячее питание в школах, предоставить бесплатный проезд школьникам и студентам в общественном транспорте.
Назрела необходимость пересмотреть образовательную реформу. Необходимо, чтобы предприятия, не зависимо от формы собственности, участвовали в финансировании профтехобразования, влияли на подготовку тех кадров, которые нужны сегодня промышленности.
Кроме того, следует пересмотреть систему приема в российские ВУЗы. Сегодня абитуриенты с низкой подготовкой (менее 50 баллов) проходят исключительно в технические ВУЗы. Здесь кроме бесплатного, платное обучение самое дешевое. Какова же будет отраслевая наука и будет ли она вообще? Решение этой проблемы простое, технические ВУЗы надо перевести на бесплатный бюджетный уровень.
— Правительство обязано неукоснительно исполнять положение статьи 43 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на образование и гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профобразования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
— Правительство обязано оставить государственным образовательным учреждениям статус некоммерческих организаций. А коммерциализацию этих учреждений следует рассматривать как преступление, имеющее целью лишить права на бесплатное образование граждан России в соответствии с той же 43 статьей Конституции России.
Переход России к доступному для каждого высококачественному образованию требует:
— приоритетного развития образования как ключевой сферы экономического и гуманитарного прогресса;
— превращение образования в одну из самых престижных в экономическом, социальном и культурном отношениях сфер деятельности;
Для качественного образования в области экономики образования требуется:
1. Повысить расходы на образование в краткосрочной перспективе в 2 раза, а в среднесрочной перспективе — до 10% от валового внутреннего продукта.
2. Следует создать систему господдержки образования, чтобы сохранить в федеральной собственности и с федеральным финансированием все профессиональные учебные заведения. Для этого нужно возвратить в федеральную собственность переданные в регионы учреждения СПО, за исключением случаев, когда передача осуществлялась по их просьбе и с согласия региональной власти.
3. Необходимо организовать финансирование общеобразовательных школ из федерального и региональных бюджетов по принципу 50 на 50, а учреждений дошкольного и дополнительного образования — из региональных бюджетов.
4. Требуется трансформировать безличные трансферты на нужды образования в целевые субсидии регионам, включая в них зарплату педагогов.
5. Нужно сохранить действующие и в полном объеме восстановить утраченные налоговые льготы для образовательных учреждений и инвесторов образования.
В области социальных гарантий для учащихся и студентов необходимо:
1. Гарантированно снабдить школы учебниками и методической литературой за счёт федерального и регионального бюджетов.
2. Обеспечить горячим питанием всех детей начальной школы, а не только малообеспеченных.
3. Законодательно запретить сокращение бюджетных мест во всех средних профессиональных и высших учебных заведениях.
4. Обеспечение академическими стипендиями всех студентов, имеющих средний балл успеваемости не ниже «хорошо».
В области соцгарантий педагогам и работникам образования требуется:
1. Гарантировать постоянную часть оплаты труда вне зависимости от плавающих показателей (наполняемости классов, успехов при сдаче ЕГЭ и т.д.)
2. Сделать добровольным совмещение педагогической и методической работы кроме необходимого программного минимума.
Только образованный человек способен к созидательному труду на благо своей страны!
КПРФ
ПРОГРАММА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Пенсионное обеспечение – неотъемлемая часть социальных гарантий при достижении определённого возраста. В СССР старшее поколение получало денежные выплаты в качестве пенсионного обеспечения по старости. В новой России пенсия носит характер страховой выплаты.
Имеющаяся у нас сегодня система несправедлива и не обеспечивает достойного уровня жизни пенсионерам. Попытки её реформирования обычно заканчиваются ухудшением положения пенсионеров.
Главной особенностью российской пенсионной системы является явное преобладание привилегий над социальными гарантиями. Пенсии госслужащих в разы выше страховых, а пенсии силовиков – на порядок выше госслужащих. К тому же привилегированным слоям населения гарантируется досрочный выход на пенсию – и его никто не отменил в рамках пенсионной реформы.
В России 40,8 млн. пенсионеров. Средний размер пенсии 23,5 тыс. руб. От средней заработной платы это составляет 23%. Бюджет Пенсионного Фонда на 2025 г. составил 16,6 трлн. руб. Пенсия должна составлять минимум 40 тыс. рублей!
В России свыше 3 млн. чел. получают пенсии не по старости, а по потере кормильца, как жертвы техногенных и радиационных катастроф, по инвалидности. Это свидетельствует о том, что у нашего населения очень плохое здоровье, плохие условия труда, плохая экология.
Настоящая реформа должна заключаться в том, чтобы люди жили в хорошей окружающей среде, меньше болели, было нормальное здравоохранение.
С 2015 г. число получателей пенсий по потере кормильца выросло на 109 тыс. чел. Такой тренд связан с гибелью мужчин в самом работоспособном возрасте.
С 2011 г. выросло количество получателей пенсий в результате радиационных и техногенных катастроф на 150 тыс. чел. В последние годы Россию сотрясали крупные промышленные катастрофы: Саяно-Шушенская ГЭС, шахта Распадская и т.д. В стране отсутствует нормальная система контроля за промышленной безопасностью.
Сегодня совершенно необоснованно повышен пенсионный возраст. Пенсии в 10 раз ниже, чем в Евросоюзе. Пенсионеров обязали платить за капитальный ремонт, который они даже не увидят. Дети войны не пользуются никакими льготами. В 2025 году на «заслуженный» отдых не ушел ни один человек в связи с повышением пенсионного возраста.
Проблема дефицита пенсионных средств в огромном количестве людей, имеющих право на досрочную пенсию. Речь, прежде всего, о военных. Это 2,7 млн. чел. Хотя, этой категории пенсии выплачивает не ПФР, тем не менее, все средства берутся из одного источника.
КПРФ считает, что вместо страховых пенсий должны выплачиваться государственные и Социальный Фонд должен быть упразднён. Если функции СФР передать государству, то за счет сэкономленных средств каждому пенсионеру по старости можно доплачивать к пенсии в год более 3 тыс. руб.
Пенсия не должна быть страховым продуктом. Она обеспечивает человеку достойную жизнь, а не дожитие.
Пенсионный возраст снизить до 60 лет для мужчин и 55 для женщин.
Время ухода за ребёнком включать в трудовой стаж для назначения пенсии.
Отменить балльную систему начисления пенсий. Единственными критериями пенсионного обеспечения станут трудовой стаж и трудовая функция работника.
Пенсионное обеспечение депутатов и чиновников не сможет быть выше двойной средней пенсии по стране.
Пенсии индексировать независимо от трудовой деятельности пенсионера, возвратить все недоплаченные денежные средства работающим пенсионерам. Граждан независимо от возраста освободить от платы за капитальный ремонт – это обязанность государства. Принять закон о детях войны, в котором установить льготы, соответствующие труженикам тыла. Отменить закон №122 ФЗ от 22.08.2004 года, восстановить все льготы, отмененные этим законом.