ОБРАЩЕНИЕ В ГОСДУМУ О ЗАВОДАХ СМЕРТИ!
3 декабря на площадке дискуссионного общественно-политического клуба «Плацдарм» состоялось открытое заседание Президиума «Фонда общественного контроля за состоянием окружающей среды и благополучия населения «. https://vk.com/wall304496198_28306
С основным, очень обстоятельным докладом о нарушениях в ходе строительства «завода смерти» в г. Щучье выступил эксперт Фонда, кандидат физико-математических наук Вениамин Максимов. Он доложил о проделанной работе с обращениями в Генеральную прокуратуру, Правительство, Росприроднадзор, Росатом и другие инстанции, об участии Фонда в работе международных и региональных конференций.
С содокладом по этой теме и состоянии питьевых ресурсов Курганской области выступил Заслуженный эколог России, Председатель попечительского Совета Фонда Юрий Мамонтов.
После обсуждения докладов Президиум единогласно принял Обращение во фракцию КПРФ в Госдуме РФ.
Руководителю Фракции КПРФ
в Государственной Думе РФ
Г.А. Зюганову
Уважаемый Геннадий Андреевич!
Обращаемся к Вам по проблеме экологической безопасности населения 4-х субъектов России
(Курганская, Кировская, и Саратовская области, Удмурдская Республика) в связи со
строительством так называемых «заводов смерти» по переработке высокоопасных отходов.
В 2019 году Правительством РФ было принято решение о передаче в ведение ГК «Росатом»
бывших заводов по уничтожению химического оружия (УХО) для последующего
перепрофилирования в производственно-технические комплексы (ПТК) по переработке
высокотоксичных отходов 1-го и 2-го классов опасности.
Заказчик строительства ПТК структура «Росатома» — Федеральный экологический оператор (ФЭО).
Проектами и рекламными презентациями, с привлечением западноевропейских
производителей оборудования, предусмотрено строительство ПТК по переработке более 300
наименований отходов 1-го и 2-го классов опасности в объеме 50 тыс. тонн в год на каждом.
По распоряжению Правительства РФ от 26.03.2022 года № 635-Р объект в Курганской
области обойдется в 12,3 млрд.руб., в Саратовской области – в 10,4 млрд.руб., в Кировской
области и Удмуртии – по 17,6 млрд. руб.
25 августа 2019 г., по инициативе депутата Саратовской областной Думы Н.Бондаренко,
одновременно во всех четырёх регионах прошли многотысячные митинги протеста. В январе 2020
года Комитетами региональных отделений КПРФ было принято решение об обращении по
данному поводу в адрес Фракции КПРФ и Центрального Комитета. Однако обстоятельства,
связанные с «пандемией» коронавируса, нарушили все планы и намеченные сроки.
Одновременно, данные обстоятельства, резко ограничив активный протест общественности,
при содействии региональных Администраций были использованы структурами «Росатома» в целях реализации своих планов.
В этой связи опасения общественности в катастрофических последствиях строительства и работы таких производств многократно возросли.
Основные причины опасений экспертов и общественности:
1. В свое время заводы УХО верно строились именно рядом со складами химоружия, но и
тогда вызывали обоснованные опасения. Перепрофилирование последних на ПТК не оправдано в
связи с крайней опасностью перемещения высокотоксичных отходов по стране (возможно из-
за рубежа) и концентрации их в таком огромном количестве.
2. Проблемы обеспечения непрерывного, высокотехнологичного производства в таком
богатом и разнохарактерном «ассортименте» и объёмах, практически неразрешимы — нужны:
— источники (производители отходов) постоянных, бесперебойных поставок;
— обеспечение безопасности поставок отходов к месту переработки и высококачественного
входного контроля состава отходов;
— много специализированных складских помещений и защита всего ПТК от природных
катаклизмов, угроз терроризма, ошибок «человеческого фактора» и многих других.
3. Проблемы замещения импортного оборудования отечественным из-за санкций в
настоящее время, несмотря на лихорадочные усилия, практически неустранимы.
Даже краткое перечисление проблем и потенциальных угроз доказывает абсурдность
имеющихся планов и проектов и, кроме того, «консервирует» рыночную порочность
проблем возникновения отходов. Нельзя планировать прибыль на опасных источниках!
Единственная альтернатива подобным «проектам» — это строительство ПТК
соответствующей мощности по переработке опасных отходов в местах их возникновения! А на заводах по УХО, как и предлагалось, производить лекарства, пластмассы,
композиты для авиапромышленности и т.д.
Экологическими организациями, общественностью, партийными организациями регионов
за это время проведена большая работа по противодействию строительству «заводов смерти».
Так, 24 июня т.г., в городе Кирове прошла Межрегиональная экологическая конференция
«Об угрозах безопасности Волго-Вятскому бассейну в связи с переработкой опасных отходов на
объекте «Марадыковский».
С докладом «Рецензия Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) ПТК
«Марадыковский»» выступила Злотникова Т. В. — доктор ю.н., профессор, химик-биолог, эколог,
руководитель рабочей группы по разработке ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995г.),
Председатель Комитета по экологии Государственной Думы 2-го созыва.
Рецензия ГЭЭ убедительно опровергла аргументацию и обоснования строительства ПТК по проекту «Росатома».
Многочисленные нарушения в ходе «общественных обсуждений», положенных в обоснование положительного заключения Государственной экологической экспертизы подтверждают общие подозрения:
— «на халяву» использовать инфраструктуру заводов по УХО;
— в очередной раз, при заинтересованном попустительстве местных властей, нажиться путем
«освоения» государственных средств.
Участники конференции единодушно поддержали предложения по объединению усилий широкой общественности и законодателей для обеспечения защиты жизни и здоровья
народа.
В связи с вышеизложенным, выражая просьбу общественности и партийных организаций
регионов, предлагаем:
— приостановить все работы и финансирование до получения положительного заключения ГЭЭ с учётом изложенных опасений и ранее допущенных нарушений;
— создать рабочую группу по рассмотрению имеющихся материалов общественной
экологической экспертизы, общественных обсуждений, заключений экспертов, материалов, переданных в Генпрокуратуру и переписки с контролирующими органами;
— проработать все вопросы с Комитетом ГД по экологии;
— организовать рассмотрение проблемы на Круглом столе в Госдуме;
— выработать рекомендации для рассмотрения проблемы с Правительством;
— организовать координацию всех общественных экологических организаций для контроля и реализации принятых решений в защиту здоровья населения.
Президент Фонда С.А. Еремин